О русском хлебе

27 июля 2012, 17:44, ИА Амител

Битва за урожай на Руси всегда была самой главной битвой. Начиналась она задолго до полного созревания самих колосьев, еще во время пахоты. Именно с подготовкой к жатве связано больше всего народных примет и обычаев. О них для РИА Новости написала Елена Косова. Предлагаем ознакомиться с познавательным материалом.

Зачинальщик, засевальщик, зажинальщица

Перед тем как начать пахать, крестьяне, собравшись вместе, выбирали зачинальщика - пахаря на зачин. Как правило, это был мужчина средних лет, семейный, малопьющий, небедный - чтобы и урожай богатым был.

Нехитрая кухонная утварь в крестьянской избеНехитрая кухонная утварь в крестьянской избе

"Накануне сева всей деревней определяли, кто будет засевальщиком. Сеятель обязательно брал с собой на поле зерна с последнего снопа предыдущего урожая, крошки хлеба и освященные яйца, крашенные в красный цвет, - рассказывает экскурсовод Музея хлеба Марина Очкова. - Яйца закапывали на краю поля, а крошки хлеба и зерна разбрасывали на прогретой пашне".

Чтобы хлеб уродился, на поле клали заранее испеченный каравай. В конце трудового дня его обязательно нужно было отдать на съедение лошади.

Перед уборкой урожая - жатвой - выбирали зажинальщицу. Жатва считалась своеобразными родами матушки-земли. И помогать ей в этом должны были именно женщины, а не мужчины. Выбранная жница срезала и вязала первые три снопа. С легкой руки зажинальщицы уборка хлеба должна была пройти быстро и без потерь.

В Музее хлеба даже картины - из соленого тестаВ Музее хлеба даже картины - из соленого теста

"Ученые полагают, что хлеб, считавшийся основным продуктом питания в наших широтах, славяне начали употреблять в пищу более 15 тысяч лет назад, - говорит Очкова. - Напомню, что до начала ХХ века крестьяне составляли 95% населения России. Можно представить, как много употреблялось и выпекалось хлеба".

Сначала его готовили без дрожжей, используя вместо них различные природные закваски: ржаные, овсяные, и конечно же хмелевые. Первоначально хлеб имел форму лепешки, позже - каравая. Долгое время крестьяне довольствовались лишь черным хлебом из ржаной муки. Белый, из пшеничной в деревенской избе до XVIII века считался редкостью. Многие из посетителей Музея хлеба узнают об этом впервые, равно как и о том, что соленым тестом можно писать картины, а калачи раньше делали с ручкой.

Филипповы, дойти до ручки и таракан как причина расширения ассортимента

В начале XIX столетия из деревни Кобелево Калужской губернии в Москву приехал бывший крепостной Максим Филиппов. Сначала он начал торговать вразнос пирогами собственной выпечки и калачами, а позже стал основоположником знаменитой российской пекарской династии.

"Развитие хлебопекарной промышленности в России связано с легендарной фамилией Филипповых, - рассказывает Очкова. - Хлеб, сайки, булочки, баранки, калачи... Максим Филиппов придумал выпекать их с ручкой. Кстати, по одной из версий, происхождение фразеологизма "дойти до ручки" связано с калачами именно такой формы". Такие калачи в основном покупали мастеровые, извозчики, дворники, в общем - рабочий люд, руки у которого зачастую были грязными. Когда калач съедали, то ручку, за которую держались, чтобы не запачкать само тесто, отдавали нищим.

Датированная ХVIII веком деревянная печатная форма для выпечки пряниковДатированная ХVIII веком деревянная печатная форма для выпечки пряников В 1855 году сын Максима Филиппова Иван стал поставщиком двора Его Императорского Величества. Свежую филипповскую выпечку начали каждое утро подавать к столу московского генерал-губернатора.

По одной из городских легенд, описанных Владимиром Гиляровским в книге "Москва и москвичи", появление булочки с изюмом тоже связано с Филипповыми. "Однажды генерал-губернатор Арсений Закревский надкусил воздушную сдобу и обнаружил в ней таракана. Послали за Филипповым, который на все обвинения отвечал, что это не таракан, а изюм", - говорит Очкова. Для пущего подтверждения сказанного Филиппов сам доел надкушенную градоначальником булку. В тот же день в его пекарнях в сдобное тесто стали добавлять изюм.

Пряник как символ достатка

После того как в медовый хлеб наши предки добавили пряности, за ним навсегда закрепилось название "пряник". Случилось это в XIII столетии. Первые же пряники на Руси начали выпекать еще в IX веке. Правда, в седую старину рецепт их приготовления был иным. Тогда пряничное тесто состояло из ржаной муки, ягодного сока и дикого меда. Причем мед составлял почти половину от всех остальных ингредиентов, отсюда и медовый хлеб.

Знаменитые печатные тульские пряникиЗнаменитые печатные тульские пряники

"Сначала пряники были лепными, рельефными, позже, когда тульские мастера придумали деревянные печатные формы, появились печатные пряники, - рассказывает Очкова. - Интересно, что пряник внес свой вклад и в образовательный процесс: частенько детей учили грамоте на пряниках с оттиснутыми буквами".

Пряник долгое время стоил гораздо дороже хлеба, потому считалось, что если хозяева и сами пряники едят, да еще и гостей ими потчуют, то семья эта живет в достатке.

Хлеб - всему голова

Первые печатные пряники появились в конце XVII века, когда на Руси разразилась страшная засуха. За ней последовал неурожай, который обернулся трехлетним голодом, унесшим более сотни тысяч жизней. Об этом тоже рассказывают в Музее хлеба.

Здесь же можно узнать и о голоде, свирепствовавшем в Поволжье в 20-е годы прошлого века, и о 125 граммах блокадного хлеба - хлеба, о котором во все времена на Руси говорили, что он всему голова.

Фото с сайта travel.ria.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров