Космонавты доставили на МКС бактерии, прожившие год в открытом космосе

21 августа 2012, 07:32, ИА Амител

Сегодня, 21 августа, россияне Геннадий Падалка и Юрий Маленченко выполнили основные задачи второго в этом году выхода в открытый космос по российской программе и вернулись на станцию, - передает ИТАР-ТАСС.

Как сообщили в подмосковном Центре управления полетами, "в 01:28 мск они зашли в модуль "Пирс" и закрыли люки". Космонавты провели за бортом более пяти часов. Выход начался накануне в 19:37 мск вместо запланированных 18:30.

Несмотря на почти часовую задержку в начале работ Падалка и Маленченко управились с основными задачами на 30 минут раньше предполагаемого срока.

Остальные члены экипажа МКС-32 - россиянин Сергей Ревин, астронавты НАСА Джозеф Акаба, Сунита Уильямс и астронавт японского космического агентства ДжАКСА Акихико Хосидэ - встречают коллег на станции. В целях безопасности они разделились на две группы: первые двое перешли на российский модуль "Поиск" /МИМ-2/, чтобы в случае необходимости иметь доступ к своей "спасательной шлюпке" - кораблю "Союз ТМА-04М", а Уильямс и Хосидэ перебрались на американский сегмент, откуда можно добраться до корабля "Союз ТМА-05М".

Сначала Падалка и Маленченко переместили с одного модуля на другой грузовую стрелу. Покинув станцию, бортинженер МКС-32 Маленченко перешел к такелажному узлу стрелы, которую предстояло переместить с "Пирса", отсоединил ее от поручня, после чего командир экипажа Падалка с помощью этой стрелы переместил коллегу на модуль "Поиск" /МИМ-2/, где расположена другая грузовая стрела. Затем уже Маленчено выступил в качестве оператора "подъемного крана" - переместил груз вместе с напарником с "Пирса" на функционально-грузовой блок "Заря", где переносимую стрелу установили на такелажной точке для манипулятора американского сегмента. Эта операция была проведена с целью освободить от полезного оборудования "Пирс", который в дальнейшем будет отстыкован от МКС и затоплен в Тихом океане, пояснили в ЦУП.

Закончив "перенос грузов", Падалка и Маленченко свернули обе рабочие стрелы в положение хранения.

После этого они приступили к запуску микроспутника "Сфера", с помощью которого ученые смоделируют падение космических объектов на Землю /эксперимент "Среда МКС"/. Проверив ориентацию космического аппарата, космонавты, использовав специальное пусковое устройство, отправили спутник в космос. В течение всего времени нахождения спутника на орбите /от трех месяцев до двух лет, в зависимости от текущих параметров атмосферы/ ученые с помощью наземных средств будут измерять параметры орбиты "Сферы".

Переместившись к рабочему отсеку служебного модуля "Звезда", Падалка и Маленченко установили там пять противометеороидных панелей, которые усилят защиту станции от метеоритных атак.

Затем космонавты демонтировали со стыковочного отсека "Звезды" один из трех контейнеров "Биориск-МСН", установленных за бортом станции в августе прошлого года. В специальных контейнерах в жестких условиях открытого космоса выживают бактерии и грибы. Исследования существования живых организмов в открытом космосе поможет решить важную для будущих межпланетных перелетов проблему планетарных карантина и защиты, подчеркнула руководитель эксперимента "Биориск-МСН" Наталья Новикова. Не исключено, что в ближайшее время ученые смогут найти ответ на вопрос о том, возможна ли доставка живых объектов на другую планету и не нарушит ли это эволюционное развитие местной экосистемы.

"Не менее важно, с точки зрения жителей Земли, понять, могут ли быть доставлены на Землю микроорганизмы с других планет или побывавшие в космосе земные микроорганизмы, которые могут мутировать", - отметила ученый.

В конце выхода Падалка и Маленченко установили на "Пирсе" подкосы выносного рабочего места, которые придадут выходному устройству большую устойчивость.

Завершив работу в открытом космосе, космонавты переместились внутрь станции и закрыли люки.

Фото ЕРА.