2012-08-21 14:18:59

Опубликован доклад о роли «Большого правительства» Путина и "Политбюро 2.0"

Сегодня, 21 августа, "Коммерсант" опубликовал доклад "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0"", составленный на основе опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны президентом холдинга "Минченко консалтинг" Евгением Минченко и руководителем аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кириллом Петровым.

По версии экспертов, вернувшись в Кремль, Владимир Путин создал модель, при которой президент фактически руководит всей исполнительной властью. Это было достигнуто разными мерами, в том числе за счет создания в администрации президента (АП) управлений под контролем бывших путинских министров, которые фактически "могут конкурировать с министерствами и департаментами правительства".

Но говорить о вертикали власти, управляемой одним человеком, нельзя, говорится в докладе: Владимиру Путину отводится роль "арбитра и модератора" в поддержании баланса между конкурирующими кланами. Людей, между которыми происходит согласование интересов, эксперты включили в состав "Политбюро 2.0". Первым среди восьми членов политбюро эксперты называют Дмитрия Медведева, который на время отказался от "политических амбиций", но получил "Единую Россию" и возможность создать собственную группу с экономическим базисом. Глава "Роснефти" Игорь Сечин, с одной стороны, стремится стать "основным игроком в сфере ТЭКа", с другой — пока сохраняет неформальное влияние на силовые структуры. К принятию решений эксперты причисляют также предпринимателей Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука, причем влиянию последнего предписывают рост за счет "наличия медийного ресурса". В политбюро эксперты включили гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, мэра Москвы Сергея Собянина, а также главу АП Сергея Иванова. Функцию политического менеджмента вместо переведенного на запасные позиции Владислава Суркова монополизировал "новичок в политбюро" — первый заместитель руководителя АП Вячеслав Володин. В руках у него "Народный фронт", оперативное управление региональной политикой и влияние в парламенте. А его уязвимыми точками эксперты называют "отсутствие серьезного экономического базиса и ярлык чужака в питерской команде".

Других влиятельных игроков авторы доклада отнесли к "кандидатам в члены политбюро". Этот круг доверенных лиц из 45 человек условно разделен на блоки — "силовой", "бизнес" и другие. В их числе глава Минобороны Анатолий Сердюков, руководитель службы безопасности президента Виктор Золотов, председатель правления Сбербанка Герман Греф. Первый вице-премьер Игорь Шувалов и первый заместитель руководителя АП Алексей Громов названы в составе "технического" блока кандидатов. В "политический" блок попали патриарх Кирилл, а также лидеры парламентских партий и Михаил Прохоров. Причем оппозиционерам, не исключают эксперты, власть может в 2012-2013 годах сдать несколько регионов, чтобы получить возможность критиковать их менеджерские качества. Кандидатами в члены политбюро названы и главы регионов — Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), Сергей Шойгу (Подмосковье), Рустам Минниханов (Татария), а также Рамзан Кадыров (Чечня) как "явный претендент на лидерство на всем Северном Кавказе".

Самыми влиятельными кандидатами в члены политбюро эксперты называют Алексея Кудрина, сохранившего личный контакт с Владимиром Путиным, Александра Волошина как представителя "старосемейной группы", Аркадия Ротенберга, который входит в бизнес-окружение президента. К этой же группе отнесены секретарь Совбеза Николай Патрушев, представляющий "резервный силовой блок", и бизнесмен Роман Абрамович.

Как следует из доклада, построение системы власти в РФ пережило несколько основных этапов — от "феодального лоббизма" в 1990-е годы до ликвидации региональных режимов, разрушения олигархических медийных империй, а также перераспределения ресурсов в пользу силовиков и государства в 2000-е годы. После чего принятие решений стало происходить в формате политбюро, которое позволяет поддерживать межклановый баланс и сглаживать конфликты в момент внутреннего согласования.