Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов: "Казахстан оказался намного дружественнее по отношению к России и русским, чем пишут некоторые наши эксперты".

, ИА "Амител"

Рейсовый автобус, следовавший из Казахстана в Россию, простоял на границе у Змеиногорска полтора часа. Была жара, но таможенники явно не спешили — смотрели документы, заглядывали в сумки. Когда сказали, что нужно заполнять миграционные карты, среди пассажиров пронеслось: "вот еще новшество!", "кому нужны эти границы?", "дожили, скоро в Россию только по приглашениям будут пускать!". Многие еще не привыкли к тому, что Казахстан — это другая страна, имеющая собственные интересы, собственную идеологию, собственную политику.

Переехавшие в Россию бывшие жители Казахстана часто рассказывают о дискриминации, которой они подверглись там в последние годы. В Казахстане, в свою очередь, пишут о "колонизационной политике", которую Россия проводила по отношению к казахскому народу. С обеих сторон накапливаются негативные стереотипы, возникают новые барьеры для контактов, для взаимопонимания.

Тема этнических стереотипов стала одним из центральных предметов обсуждения на состоявшемся 11-24 августа в Усть-Каменогорске Международном летнем университете "Методы социально-гуманитарных исследований в поликультурной среде". Организаторами выступили Восточно-Казахстанский государственный университет и Фонд Сорос-Казахстан. Перед слушателями — молодыми преподавателями казахстанских вузов — выступили лекторы из Казахстана, Киргизии, Литвы, России и США.

Россию представлял Юрий Чернышов — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, директор Алтайской школы политических исследований. Тема прочитанного им курса — "Этнические стереотипы, имидж страны и региона". Занятия проходили не только в лекционной форме, но и в виде "круглых столов", "мозговых штурмов". На обсуждение выносились самые острые вопросы: "Какие негативные и позитивные стереотипы существуют во взаимном восприятии казахов и русских?", "В каких обстоятельствах актуализируются негативные стереотипы?", "Что является символами Казахстана?", "Как сделать, чтобы Казахстан воспринимали как многонациональное государство, в котором имеют равные права все проживающие в нем граждане?".

Как сообщает пресс-служба Алтайской школы политических исследований, выявленные стереотипы хорошо показали, как важно носителям разных культур научиться понимать друг друга. Многие казахи, например, считают, что русские "недостаточно гостеприимны", а многие русские упрекают казахов в том, что они "стремятся устроить всех своих родственников на работу". И это лишь небольшая часть "взаимных претензий". Люди часто не учитывают, какой смысл имеет явление в контексте другой культуры. На многих примерах было показано, что стереотипы, как правило, основаны на односторонней и даже ложной информации, однако при этом они очень устойчивы, поскольку закладываются на уровне подсознания.

Впрочем, с одним стереотипом, говорит Юрий Чернышов, ему удалось расстаться: "Казахстан оказался намного дружественнее по отношению к России и русским, чем пишут некоторые наши эксперты. Там говорят в основном по-русски, поют русские песни, переживают за беды и успехи России, других республик бывшего СССР. У нас еще очень много общего — того, что нельзя уничтожить никакими границами, запретами и реформами. Нужно лишь не растерять это общее, научиться понимать и уважать друг друга, научиться сотрудничать как равные партнеры".

Один из "мостов" реальной интеграции — действующий договор о сотрудничестве между Восточно-Казахстанским и Алтайским университетами. Коллеги из Усть-Каменогорска, говорит Юрий Чернышов, "проявили себя как высокопрофессиональные ученые, хорошие организаторы, очень гостеприимные и благожелательные люди. Мы обязательно будем приглашать их на конференции и семинары, которые будем проводить в Барнауле".


Комментарии

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей
< август 2003 >
пн вт ср чт пт сб вс
            1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Loading...