Телезрители обсуждают «Жизнь и судьбу»
22 октября 2012, 12:56, ИА Амител
Александр Роднянский, продюсер
"Жизнь
и судьба" — одна из важнейших книг моей жизни, я знаю ее наизусть.
Василий Гроссман дружил с моим дедом, и, прочтя роман, как и все, в
перестройку, я сразу очень лично его воспринял. И признаюсь, ожидал
экранизацию со смешанным чувством: интереса и опасения.
Сейчас могу сказать, что, с моей точки
зрения, "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка — это лучший сериал на
российском телевидении за очень длительный период. И по качеству
исполнения, и по уровню актерской игры. А главное — по остроте и
актуальности поставленных вопросов, по бескомпромиссности их обсуждения.
Режиссер не играет в поддавки со зрителями, а разговаривает с ними
всерьез. Да, это авторская версия прочтения книги, но Урсуляк имеет на
нее право, ведь он никоим образом не упростил и не лишил глубины те
контексты книги, которые выбрал. Разговор о свободе, о конфликте между
тоталитарным, подавляющем в человеке человеческое и внутренними эмоциями
и чувствами — очень важный сюжет на сегодняшний день. И главное — это блистательно сделано.
С точки зрения того, как снята война, это
лучше, чем во всех военных фильмах последнего времени. Чрезвычайно
точный подбор актеров, — да что говорить, это действительно крупнейшее
событие на нашем ТВ. Как человек, имевший отношение к созданию так
называемых репутационных сериалов, говорю это совершенно ответственно.
Тут важно осознавать еще один момент: те
замечательные американские сериалы, которыми мы все восхищаемся, — они
сделаны для платных кабельных каналов, для соответствующей аудитории, то
есть с гораздо большей степенью свободы, что дает возможность объемных,
многогранных персонажей и так далее. То, что Урсуляк сумел сделать
сериал такого уровня для эфирного, общедоступного канала, со всеми
вытекающими отсюда ограничениями, — это грандиозно. И тут нельзя не
сказать о самом канале — о том, что "Россия" это инициировала,
поддержала, позволила выйти в том виде, в каком это задумал и реализовал
режиссер. И ведь они заведомо играли не на зрительском поле. Сегодня
аудитория отказывается от разговора по существу. "Россия" этот разговор
предложила.
И, честно
говоря, я был потрясен высокими показателями первого дня — причем в
течение воскресного вечера они не падали, а росли, что редкость. В
будние дни доли упали, и это понятно: люди, на которых рассчитан этот
сериал, редко имеют возможность в рабочую неделю провести вечер у
телевизора. Традиционная аудитория канала разрывается, поскольку для нее
сделано много интересных контрпредложений. Тем не менее доли и сейчас
достаточно высоки, но дело даже не в них. Для государственного канала
такие проекты чрезвычайно важны. Потому что именно они формируют его
облик.
Николай Сванидзе, историк, телеведущий
—
Впечатление от "Жизни и судьбы" у меня двойственное. С одной стороны,
это крепкий, профессионально сделанный, с хорошими актерами фильм про
войну. С другой стороны, это не совсем роман Гроссмана "Жизнь и судьба".
Тех основных линий, которые делают его одним из крупнейших романов
русской литературы, и той глубины, которая есть у Гроссмана, я в
кинематографическом варианте не вижу.
Здесь нет
линии противостояния человека тоталитарному государству и не проводится
параллель между сталинским и гитлеровским режимами. Именно это заставило
Суслова, который был во время создания книги главным идеологом,
сказать, что этот роман увидит свет через 300 лет. Тот вариант, который я
вижу по телевизору, Суслову, может, и не понравился бы, но точно не
вызвал бы в нем такую суровость.
Алексей Герман-младший, режиссер
Мне
не корректно говорить об этом сериале, поскольку я видел только одну
серию, точнее, один фильм — в среду, в гостях у моей бабушки. А вот о
реакции моей бабушки, которая с момента, как мы с женой перешагнули
порог ее дома, все время повторяла: "21.30, 21.30, — надо не опоздать на
"Жизнь и судьбу"! — могу рассказать. Бабушка у меня — человек очень
тонкий, эмоциональный и сама прошла через многое из того, что показано в
фильме.
Ее зовут Валентина Филипповна
Борщаговская, она жена Александра Борщаговского — человека, написавшего
сценарий "Три тополя на Плющихе". Он воевал, был ранен. Отец ее, мой
прадед, арестован и расстрелян. То есть всё это ей очень, очень хорошо
знакомо. И, глядя на экран, она узнает свою жизнь. Поэтому я понял одно:
авторам бесспорно удалась важнейшая вещь — точно попасть в личные
воспоминания людей, переживших это время.
Если
говорить о моем личном восприятии той единственной, повторяю, серии,
которую я видел, то там, на мой взгляд, есть более удачные и менее
удачные моменты, но в целом это сделано на высоком, просто высочайшем
для современных российских сериалов уровне. Другое дело, иногда видно,
что авторам не хватило времени — но это как раз очень понятная ситуация.
Владимир Спиваков, дирижер
К
сожалению, я посмотрел не все серии, у меня были концерты, но то, что я
видел, — потрясающе. Это ведь первая экранизация, и пока единственная.
Книга сама по себе величайшая, настоящий памятник эпохи. Сейчас это
очень нужно и своевременно. Сериал появился именно тогда, когда люди
забыли о том, что было, когда у молодежи исчезли любые идеалы. Это
замечательная работа и режиссера, и актеров.
Комментарии 0