Телезрители обсуждают «Жизнь и судьбу»

22 октября 2012, 12:56, ИА Амител

Канал "Россия" завершил показ многосерийного художественного фильма "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана. О картине Сергея Урсуляка, ставшей самым заметным событием телевизионной осени, "Известия" расспросили нескольких зрителей.

Александр Роднянский, продюсер

"Жизнь и судьба" — одна из важнейших книг моей жизни, я знаю ее наизусть. Василий Гроссман дружил с моим дедом, и, прочтя роман, как и все, в перестройку, я сразу очень лично его воспринял. И признаюсь, ожидал экранизацию со смешанным чувством: интереса и опасения.  

Сейчас могу сказать, что, с моей точки зрения, "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка — это лучший сериал на российском телевидении за очень длительный период. И по качеству исполнения, и по уровню актерской игры. А главное — по остроте и актуальности поставленных вопросов, по бескомпромиссности их обсуждения. Режиссер не играет в поддавки со зрителями, а разговаривает с ними всерьез. Да, это авторская версия прочтения книги, но Урсуляк имеет на нее право, ведь он никоим образом не упростил и не лишил глубины те контексты книги, которые выбрал. Разговор о свободе, о конфликте между тоталитарным, подавляющем в человеке человеческое и внутренними эмоциями и чувствами — очень важный сюжет на сегодняшний день. И главное — это блистательно сделано. 

С точки зрения того, как снята война, это лучше, чем во всех военных фильмах последнего времени. Чрезвычайно точный подбор актеров, — да что говорить, это действительно крупнейшее событие на нашем ТВ. Как человек, имевший отношение к созданию так называемых репутационных сериалов, говорю это совершенно ответственно. 

Тут важно осознавать еще один момент: те замечательные американские сериалы, которыми мы все восхищаемся, — они сделаны для платных кабельных каналов, для соответствующей аудитории, то есть с гораздо большей степенью свободы, что дает возможность объемных, многогранных персонажей и так далее. То, что Урсуляк сумел сделать сериал такого уровня для эфирного, общедоступного канала, со всеми вытекающими отсюда ограничениями, — это грандиозно. И тут нельзя не сказать о самом канале — о том, что "Россия" это инициировала, поддержала, позволила выйти в том виде, в каком это задумал и реализовал режиссер. И ведь они заведомо играли не на зрительском поле. Сегодня аудитория отказывается от разговора по существу. "Россия" этот разговор предложила.

И, честно говоря, я был потрясен высокими показателями первого дня — причем в течение воскресного вечера они не падали, а росли, что редкость. В будние дни доли упали, и это понятно: люди, на которых рассчитан этот сериал, редко имеют возможность в рабочую неделю провести вечер у телевизора. Традиционная аудитория канала разрывается, поскольку для нее сделано много интересных контрпредложений. Тем не менее доли и сейчас достаточно высоки, но дело даже не в них. Для государственного канала такие проекты чрезвычайно важны. Потому что именно они формируют его облик.

Николай Сванидзе, историк, телеведущий

— Впечатление от "Жизни и судьбы" у меня двойственное. С одной стороны, это крепкий, профессионально сделанный, с хорошими актерами фильм про войну. С другой стороны, это не совсем роман Гроссмана "Жизнь и судьба". Тех основных линий, которые делают его одним из крупнейших романов русской литературы, и той глубины, которая есть у Гроссмана, я в кинематографическом варианте не вижу.

Здесь нет линии противостояния человека тоталитарному государству и не проводится параллель между сталинским и гитлеровским режимами. Именно это заставило Суслова, который был во время создания книги главным идеологом, сказать, что этот роман увидит свет через 300 лет. Тот вариант, который я вижу по телевизору, Суслову, может, и не понравился бы, но точно не вызвал бы в нем такую суровость.

Алексей Герман-младший, режиссер

Мне не корректно говорить об этом сериале, поскольку я видел только одну серию, точнее, один фильм — в среду, в гостях у моей бабушки. А вот о реакции моей бабушки, которая с момента, как мы с женой перешагнули порог ее дома, все время повторяла: "21.30, 21.30, — надо не опоздать на "Жизнь и судьбу"! — могу рассказать. Бабушка у меня — человек очень тонкий, эмоциональный и сама прошла через многое из того, что показано в фильме. 

Ее зовут Валентина Филипповна Борщаговская, она жена Александра Борщаговского — человека, написавшего сценарий "Три тополя на Плющихе". Он воевал, был ранен. Отец ее, мой прадед, арестован и расстрелян. То есть всё это ей очень, очень хорошо знакомо. И, глядя на экран, она узнает свою жизнь. Поэтому я понял одно: авторам бесспорно удалась важнейшая вещь — точно попасть в личные воспоминания людей, переживших это время. 

Если говорить о моем личном восприятии той единственной, повторяю, серии, которую я видел, то там, на мой взгляд, есть более удачные и менее удачные моменты, но в целом это сделано на высоком, просто высочайшем для современных российских сериалов уровне. Другое дело, иногда видно, что авторам не хватило времени — но это как раз очень понятная ситуация.  

Владимир Спиваков, дирижер

К сожалению, я посмотрел не все серии, у меня были концерты, но то, что я видел, — потрясающе. Это ведь первая экранизация, и пока единственная. Книга сама по себе величайшая, настоящий памятник эпохи. Сейчас это очень нужно и своевременно. Сериал появился именно тогда, когда люди забыли о том, что было, когда у молодежи исчезли любые идеалы. Это замечательная работа и режиссера, и актеров.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров