Президенту РФ хотят вернуть максимальные права управления госимуществом

13 декабря 2012, 13:16, ИА Амител

Сегодня, 13 декабря, "Коммерсант" написал о том, что государственно-правовое управление президента РФ пытается вернуть главе государства главенство в вопросах управления госимуществом, в том числе и его приватизацией — сейчас Кремль обладает такими полномочиями только в отношении стратегических предприятий.

ГПУ подготовлены поправки к федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" и к указу президента N986 от 30 сентября 1995 года "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями". Глава ГПУ Лариса Брычева направила проекты для согласования главе аппарата правительства Владиславу Суркову 15 ноября 2012 года. Мнение правительства — прежде всего Минфина и Минэкономики — Владислав Сурков собирает к 14 декабря.

Главное в предлагаемых ГПУ поправках к закону —"возможность установления, при необходимости, решениями президента РФ дополнительных требований к порядку включения федерального имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества".

С указом президента еще интереснее: администрация по аналогии с законом предлагает вернуть в него нормы, предоставляющие президенту максимальные права управления госимуществом в случаях неполноты законодательства. Речь идет о "закреплении акций за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными госучреждениями, о передаче акций в доверительное управление, в залог и об ином их обременении". Такие решения, подчеркивается в проекте указа, должны приниматься "на основании решений президента РФ, определяющих формы и сроки распоряжения акциями".

Заметим, что исторически указ президента N986 появился значительно раньше закона о приватизации и до 2001 года являлся основным документом, регулирующим порядок приватизации. В нем была зафиксирована прямая норма о том, что все решения правительства об "управлении и распоряжении" имуществом возможны только на основании указов президента. Тогда Борис Ельцин только заканчивал свой первый президентский срок и готовился к переизбранию на второй, и дефицит законодательных решений восполнялся в основном указами главы государства.

Однако уже в 1997 году эту норму приватизационного указа пришлось отменять — также президентским указом — и концентрировать всю власть по управлению госимуществом в руках правительства. Причина — катастрофический рост задолженности по заработной плате бюджетников: совокупный долг по зарплате перед работниками госпредприятий оценивался в 1997 году в 50 трлн неденоминированных рублей. Приватизация тогда виделась Кремлю исключительно скорейшей мерой пополнить бюджет для погашения задолженности по зарплатам, а самостоятельность в принятии решений о продаже госсобственности передавалась правительству "для своевременного получения средств от приватизации".

Позже, в 2001 году (начало первого президентского срока Владимира Путина) появился закон о приватизации, окончательно закрепивший за правительством единовластие в управлении имуществом. Однако тогда же, после ликвидации долгов по зарплате, был отменен и "зарплатный" указ президента, лишавший президента права своими нормативными актами регулировать приватизацию — но остался в действии указ N986 1995 года, определявший главенство президента в вопросах управления и продажи госпредприятий. В документах ГПУ от 15 ноября отмечается: в результате "выявилось отсутствие единого подхода при толковании положений указа, что нередко создавало затруднения при принятии решений о распоряжении акциями, находящимися в федеральной собственности". "Неоднозначное толкование" и должны, по мнению кремлевских юристов, устранить современные поправки в пользу президента.

В Минэкономики и Белом доме "Коммерсанту" отказались комментировать предложения ГПУ. Но источники рассказали, что в правительстве готовится вежливый отказ ГПУ, так как предложения "направлены на расширение полномочий президента", в то время как полномочия по управлению федеральной собственностью отнесены к компетенции правительства конституционным законом "О правительстве".

Уступка в этом вопросе возможна — правительство готово представлять президенту информацию о ходе и итогах приватизации федерального имущества. Также правительство готово согласиться и с возможностью президента вмешиваться в прогнозный план приватизации и в вопросы формирования уставных капиталов — но по-прежнему лишь по тем АО и предприятиям, которые включены в стратегический перечень, который и так утверждается президентским указом.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров