Россия потратит 6 млрд рублей на разработку самолета будущего

14 декабря 2012, 09:38, ИА Амител

Министерство промышленности и торговли выделило около 6 млрд рублей на научно-исследовательские работы в области авиации. Новые разработки в области двигателей и новых материалов будут применяться в самолетах, которые будут летать в 2025–2030 годах. Об этом пишут "Известия ".

В первую очередь ведомство заинтересовано в новых двигателях для самолетов. В материалах Минпромторга говорится, что разработка конкурентоспособных двигателей нового поколения — это затратный процесс, в 1,5–2 раза превышающий по времени создание самого самолета. Поэтому "требуется уже сегодня приступать к разработке концепций и технологий перспективных двигателей и силовых установок" для самолетов 2025–2030 годов.

В Минпромторге осознают, что в "США и Европейской программе ACARE поставлены цели создания к 2030–2035 годам самолетов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно сниженными уровнями шума и эмиссии". Среди требований Минпромторга к двигателю 6-го поколения — снижение расхода топлива на 20–30% к двигателям 2000 года, сокращение эмиссии вредных веществ на 60–80% к нормам 2008 года, уменьшение массы на 10%.

Например, на конструктивно-схемные решения перспективных конкурентоспособных двигателей ведомство выделило порядка 900 млн рублей. На разработку новых полимерных композиционных материалов, легких сплавов, технологий сварки для создания легких конструкций — 700 млн рублей. На повышение ресурса двигателей — 500 млн рублей, на создание новых материалов и комплексных энергоэффективных ресурсосберегающих технологий — один млрд рублей. Всего на подобные работы планируется направить порядка 6 млрд рублей. Исследования пройдут в 2013–2014 годах.

Эксперты называют темы исследований Минпромторга своевременными.

— По представленным формулировкам заявок можно говорить о том, что заявленные исследования актуальны для гражданской авиации России. Другой вопрос, на каком уровне они будут проводиться, — отмечает проректор МГТУ ГА Дмитрий Горобец. — Как известно, основной поставщик авиационных двигателей — ОАО "Пермские моторы" — находится в процессе ликвидации.

На текущий момент самая перспективная обнародованная разработка отечественной авиации — "Магистральный самолет XXI века" (МС-21), которым занимается корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроиительную корпорацию (ОАК). Опытный образец МС-21, способный перевозить до 180 пассажиров, должен совершить первый полет в 2015 году. Однако в ОАК пояснили, что в заказе Минпромторга речь идет о самолетах более поздних поколений.

— Эксперты ОАК участвуют в формировании потребностей на те или иные научно-исследовательские работы (НИРы) в части самолетостроения, но их индустриализация зависит от полученных в ходе исследований результатов, — отметили в пресс-службе ОАК. Наиболее перспективным направлением в корпорации назвали исследование новых материалов. В то же время модернизация двигателей интересна в основном компаниям, которые занимаются их строительством, например "Объединенной двигателестроительной корпорации".

По словам источника в отрасли, новый заказ может стать одним из первых, работы по которому будут вестись по новому принципу, который отражен в госпрограмме "Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы" — документ одобрен правительством в конце ноября.

— Если раньше, условно говоря, промышленные компании заказывали исследования у отраслевых институтов напрямую, то сейчас новой госпрограммой предусмотрено финансирование непосредственно институтов, — говорит собеседник. — Есть экспертный совет, который формирует потребность на те или иные научно-исследовательские разработки. А Минпром будет по этим НИРам финансировать не компании, а научно-исследовательские институты.

В России по новой госпрограмме решения будут принимать не представители предприятий, а экспертные комиссии. В Минпромторге подтвердили, что намерены использовать комплексные планы исследований — эти планы будет формировать экспертный совет авиастроительной отрасли из 10–15 человек. В совет, как ожидается, войдут ученые и представители промышленности (50% на 50%).

Как указано в госпрограмме развития авиационной промышленности, основными научными организациями в России в сфере авиационной науки и технологий в настоящее время являются: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского" (ЦАГИ), ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова" (ЦИАМ), ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ)" и другие. Объем выделенных из бюджета денег на подпрограмму "Авиационная наука и технологии" на 2013–2025 год составляет более 216,4 млрд рублей без учета других ФЦП ("Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период 2011–2020 годов").

По словам главного редактора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в Европе фундаментальные исследования проходят в рамках так называемых рамочных исследовательских программ.

— В таких программах наряду с научными организациями и учебные заведениями  участвуют предприятия промышленности, — отмечает Олег Пантелеев. — Правительство выделяет гранты на проведение работ в рамках этих исследований, но при этом существует и механизм софинасирования со стороны участников-компаний. При этом все участвующие предприятия промышленности напрямую получают доступ к тем наработкам, которые получены в ходе исследований.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров