Вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Хотим покупать технологии, а не прикручивать бамперы»
18 декабря 2012, 13:53, ИА Амител
Знаменитые
броневики "Рысь" Iveco LMV теперь будут собирать на КамАЗе с
локализацией 80%, Россия и Италия планируют вместе конструировать
вертолеты, а итальянские судостроители едут в Россию выбирать место для
производства круизных лайнеров. Подробности — в эксклюзивном интервью
"Известиям ".
— Дмитрий Олегович, зачем вы ездили в
Италию? В России вроде бы и так уже больше года производят итальянские
бронемашины и испытывают колесные танки.
— Главная
цель моей поездки состояла в том, чтобы довести до итальянской стороны
нашу неготовность продолжать сотрудничество с ними по-старому, когда мы к
их Iveco в Воронеже прикручиваем бампер и называем это бронемашиной
"Рысь". Нас такое производство больше не устраивает.
Для этого
я объехал несколько ключевых итальянских предприятий из самых разных
отраслей промышленности — Iveco Oto Melara делают бронемашины и
орудия, Beretta — стрелковое оружие, Agusta Westland — вертолеты
и Fincantieri занимается судостроением. Кроме того, было несколько
политических встреч.
Сейчас мы хотим покупать не конфеты в
обертке, которые нельзя развернуть, а технологии и знания, создавать
совместные производства на территории России. Хороший пример — Волжский
автомобильный завод, где мы стали собирать FIAT под маркой "Жигули", —
это был чистой воды офсет, то есть передача технологий и создание
производства.
— На таких условиях мы готовы покупать для Российской армии итальянские броневики?
— Если выяснится, что они нам там сильно нужны, то да. Но,
подчеркиваю, не покупать, а совместно производить на нашей территории.
— Ну они готовы своими технологиями делиться? Они хотят? Какой им резон?
— Готовы и хотят. По той простой причине, что на территории Италии
для такого рода поставок технику производить невыгодно. А у нас —
выгодно. Особенно с учетом "налоговых каникул" для стартапов, которые
объявил президент Владимир Путин на Дальнем Востоке и в Сибири.
Итальянцев эта информация очень воодушевила, когда я им рассказал,
потому что они живут в условиях налоговой закабаленности. Поэтому они
готовы строить заводы в России. К тому же их очень привлекают
перспективы выхода на рынки третьих стран вместе с машинами,
произведенными на нашей территории.
— Россия продолжит закупать "Рысь" у Iveco? Все-таки машина уже в войсках.
— "Рысь" нуждается в доработке — у нее завышен центр тяжести из-за
надстройки на крыше, как у броневиков 1917 года. Из-за этого машина
становится неустойчивой на пересеченной местности.
Мы с Iveco пришли к договоренности, что машина будет доработана с
учетом наших нужд. И самое главное, что партнером будет выступать
Камский автомобильный завод (КамАЗ). Причем за четыре года уровень
локализации производства будет доведен до 80%, то есть практически вся
машина, за исключением отдельных узлов и агрегатов, будет производиться
на территории России.
— Наверное, двигатель будет иностранный, а все остальное наше?
— Как раз двигатель мы тоже хотим локализовать — у нас по автомобильному двигателестроению серьезные проблемы.
— Что тогда останется итальянским?
— Это пока обсуждается. Итальянцы — номер один по трансмиссии и по
технологии автономного движения колеса. Поэтому Iveco как раз тот самый
партнер, у которого есть чему учиться и обязательно нужно перенимать
опыт, опыт мирового уровня.
— Старые контракты по "Рыси" будут расторгнуты или уточнены?
— Это тоже сейчас обсуждается. Iveco готовы создать совместное
предприятие с КамАЗом при минимальном контракте в 900 машин, тогда как
Анатолий Сердюков определял потребности для армии в 3 тыс. машин.
— А что будет с российским "Тигром"? "Рысь" его не вытеснит из армии?
— Это разные машины, они не конкурируют между собой. "Рысь" не такая
широкая, меньше, компактнее и не предназначена для ведения боевых
действий — там нет бойниц. Зато у нее выдающиеся показатели по
бронезащищенности экипажа. Поэтому смысл "Рыси" в том, чтобы доставить
личный состав или, наоборот, — беспрепятственно, без повреждений,
эвакуировать бойцов с места боя.
А "Тигр" — это машина для непосредственного ведения боевых действий.
Там больше места, она приспособлена для того, чтобы из нее вести огонь.
При этом по бронезащищенности "Тигр" на ступень слабее — по крайней
мере, в нынешнем варианте.
— А можно предположить, что после достижения высокой степени
локализации на КамАЗе, на базе LMV наши инженеры будут еще что-то
создавать?
— Безусловно, о том и речь.
— Колесные "Кентавры" (Centauro), которые сейчас испытывают в войсках, тоже будем производить на КамАЗе?
— Об этом пока рано говорить. Мы их начали испытывать в России только
3 декабря, впереди несколько месяцев испытаний. Нам надо в первую
очередь проверить, как работает эта колесная техника в наших непростых
условиях. Тогда мы уже окончательно определимся.
Но в целом, я хочу сказать, колесо будет вытеснять гусеницу. За
последнее время произошли революционные изменения в технологиях колесных
платформ — сейчас каждое колесо имеет свой отдельный привод, что
позволяет тяжелой колесной машине выкарабкиваться из ям и рытвин на
бездорожье не хуже, а то, может быть, и лучше, чем гусеничной.
Кроме того, возникают еще экономические факторы, потому что гусеница
приходит в негодность намного быстрее, чем колесные пары. Плюс у
гусеничной техники больше расход топлива. Поэтому одна из перспективных
российских платформ — "Бумеранг" — колесная. И если нам эти "Кентавры"
очень сильно понравятся, то мы предложим итальянцам организовать их
производство в России по такой же схеме, как и "Рысь".
Но не
обязательно на КамАЗе — у нас есть и Арзамасский завод, который,
кстати, работает над "Бумерангом", и Брянский автомобильный завод, и
ГАЗ, и "Урал". Если "Бумеранг" делает завод Олега Дерипаски, его
Военно-промышленная компания, то вполне вероятно, что в данном случае
партнером выступит она, а не КамАЗ. Или Брянский завод. Но это уже
второй вопрос. Сейчас пока надо понять, насколько нам эта техника
подходит.
— С наземной техникой понятно. Какие результаты переговоров по вертолетам?
— Думаю, что здесь тоже будет большое продвижение, потому что
AgustaWestland пребывает в хорошем настроении от того, как у нее идут
дела в России, — если кто не знает, в Подмосковье на предприятии
HeliVert уже почти год собирают вертолеты AW139, аналогов которым у
российских производителей пока нет, разве что Ка-62, но он пойдет в
серию только через 1,5–2 года. Эта машина легче, чем Ми-8, и больше, чем
Ка-226 и "Ансаты".
Кстати говоря, надо иметь в виду, что Agusta 139 — это по сути дела
тот же Камов, потому что в начале 1990-х (об этом мало кто знает)
некоторые наши вертолетчики передали эту технологию на Запад, и по сути
дела в основе проекта 139-й Agusta наш камовский вертолет, он даже
внешне похож на Ка-62.
Но сейчас мы с Agusta идем на более
серьезное и глубокое сотрудничество — будем не просто собирать готовый
вертолет, а разрабатывать новый. Для этого российские и итальянские
конструкторы станут совместно проектировать машину грузоподъемностью от 2
до 3 т. Работа начнется в конце января — начале февраля.
— А первые вертолеты когда появятся?
— Первый опытный образец, я думаю, появится уже через 2,5–3 года.
Нужно учитывать, что мы начнем не с нуля — и у нас, и у итальянцев есть
наработки. И их нужно просто сложить и синтезировать.
— Здорово. По судостроению какие договоренности?
— Fincantieri — это по сути итальянская ОСК, поэтому переговоры с
ними вел президент ОСК Андрей Дьячков, который был в составе нашей
делегации. По его словам, у итальянцев есть очень большой интерес к
работе в России.
— Итальянцы будут строить в России боевые корабли?
— Не совсем. Речь идет об участии итальянцев в создании новых технологичных верфей в России.
К
тому же у них есть великолепная номенклатура грузовых и пассажирских
судов, а мы стремимся к тому, чтобы наша оборонка на 50% производила
гражданскую продукцию.
Например, мы могли бы создать в России верфи по производству
совместно с итальянцами танкеров, крупных круизных лайнеров, которыми
рано или поздно ОСК начнет серьезно заниматься. И итальянцы — как
представители древней морской державы — будут нам очень полезны в этом. К
тому же они очень заинтересовались сотрудничеством в этом направлении.
В
ближайшие несколько месяцев мы ждем делегацию компании Fincantieri,
которую мы пригласили осмотреть наши верфи на предмет инвестиций.
—
Дмитрий Олегович, не могу не спросить про натовский военный
транспортный самолет С-130 "Геркулес", на котором вы летали по Италии.
Как впечатления? Не страшно было на "вражеском" борту?
—
Перестаньте, я с НАТО работал несколько лет. Но, кстати, хочу заметить,
что этот "Геркулес" 40 минут не могли завести. Что-то у него там не
заладилось. Так что хваленая натовская техника тоже иногда дает сбои.
Комментарии 0