Правительство решит судьбу 36 млн автомобилей россиян

24 января 2013, 11:58, ИА Амител

Правительство решит судьбу 36 млн автомобилей россиян За последующие 20 лет автовладельцы отдадут государству утилизационных сборов на $20 млрд, тогда как уже текущие поступления в бюджет значительно превосходят объемы необходимых затрат на утилизацию. Об этом говорится в докладе PricewaterhouseCoopers (PwC), с которым ознакомились "Известия ". При этом, по словам представителей консалтинговой фирмы, текущий закон не затрагивает существующий старый парк автомобилей, который насчитывает порядка 36 млн единиц. Эту проблему, как выяснили "Известия", правительство попытается решить своим постановлением, которое примут к весне этого года.

По подсчетам PwC, старые машины будут утилизированы к 2033 году, общие затраты на их переработку могут составить около $5 млрд при среднем сроке жизни 16 лет и стоимости утилизации одного автомобиля $150. Источник в Минпромторге в разговоре с "Известиями" подверг сомнению эти цифры и отметил, что расчеты PwC, вероятно, основаны на среднеевропейских показателях и не учитывают специфики российской логистики и географии.

— Одной из ключевых мер могло бы стать принятие закона, который бы требовал от автовладельцев утилизировать автомобили и предполагал бы штрафы в случае нарушений. Государство должно разработать экологические нормы, по которым будут построены утилизационные предприятия. Кроме того, требуется понятная административная система, чтобы человеку было просто сдать свой автомобиль. Этому может поспособствовать создание агентства по утилизации, роль которого мы видим в сборе информации, ее анализе и предоставлении этой информации участникам рынка, — говорит старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко.

Источник в Минпромторге сообщил, что проект правил утилизации существующего автопарка до конца января будет внесен в правительство — и к весне, скорее всего, регламент будет принят.

Литвиненко считает, что наиболее эффективно организовать утилизационные предприятия и управлять ими способны частные предприниматели, а не государство.

— Предприниматели могут получить дополнительный доход от использования вторсырья для производства или восстановления запчастей и автокомпонентов, которые могли бы дальше продаваться, — говорит Литвиненко. — Однако это потребует дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Утилизация становится прибыльной при условии определенного объема — гарантии по объему могут быть очень значимы для бизнеса.

Впрочем, как пояснил "Известиям" замглавы комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев, во всем мире утилизация дотируется со стороны государства и фактически никогда рентабельность переработки легкового автотранспорта не достигает нулевой отметки.

— Даже те проекты, которые были, — по измельчению резинотехнических изделий и добавлению полученного компонента при дорожно-строительных работах — пока не позволяют сделать процесс утилизации легковых автомобилей рентабельным, — говорит Гутенев.

Утилизационный сбор на автомобили введен в России в сентябре 2012 года после вступления страны в ВТО. Размер сбора рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент утилизационной трудоемкости и объема двигателя автомобиля. Базовая ставка для легкового автомобиля установлена в размере 20 тыс. рублей, для грузового — 150 тыс. рублей.

На данный момент в России есть утилизационные мощности, которые были созданы при реализации программы от 1 сентября 2009 года по стимулированию российского автопрома. По мнению Гутенева, их можно использовать как базовые точки, но этого недостаточно, поэтому из тех ресурсов, которые собираются в рамках утилизационного сбора, будут выделяться деньги на строительство новых мощностей.

Из пяти опрошенных "Известиями" столичных центров по утилизации автомобилей ни в одном не взимается плата за утилизацию и вывоз машины в Москве. В некоторых центрах клиентов просят заплатить за вывоз машины из Московской области, но стоимость услуги совпадает с ценой на простую эвакуацию машины — 1,2–1,5 тыс. рублей. В некоторых центрах готовы утилизировать машину без снятия ее с учета в ГИБДД — это предлагают сделать позже, так как для снятия с учета нет необходимости предъявлять саму машину. Снятие с учета позволит не платить транспортный налог — это главная мотивация для клиентов центров.

Депутат Владимир Гутенев отмечает, что сейчас "бесплатные" утилизаторы используют не шредерную переработку, при которой во вторсырье попадают почти все части машины, а "пакетирование", при котором сдается только металлическая часть, а все остальное формируется в куб и захоранивается. Сами утилизаторы по-другому объясняют свою экономику: например, с машины ВАЗ 2101 получается металла на 500 кг, за него можно выручить 2,5–2,8 тыс. рублей.

— На 2,5 тыс. прибыли мы автомобиль по Москве забираем бесплатно, — пояснили в одном из московских центров утилизации. Также там сообщили, что в специальные фирмы центр сдает резину, автомасла, аккумуляторы и антифриз.

— У них есть лицензия, и мы с ними сотрудничаем, а металл принимаем сами, — отметил представитель центра.

Гутенев предполагает, что в будущем в подзаконных актах Минпромторг может создать специальный реестр утилизационных центров и усилить экологический контроль над их работой.

По словам руководителя отдела аналитики "Автостата" Андрея Топтуна, в Тольятти есть склады, где собирают автомобили, подлежащие утилизации, — огромные ярусы, на которых стоят автомобили, до сих пор не утилизированные.

— Получается, и прошлый закон не сработал, поэтому их никто не разобрал, — говорит эксперт.

Самым простым решением проблемы утилизации существующего парка автомобилей, по мнению Топтуна, может стать обращение к европейскому опыту.

— Проще всего будет внедрить законы, которые действуют в Европе, и работать. В Европе утилизация стоит денег и на последнего владельца возложена обязанность утилизировать автомобиль. У нас такой обязанности нет, поэтому никто не заинтересован в утилизации авто. Более того, любой желающий может сдать детали автомобиля на вторчермет и заработать деньги, — объясняет эксперт.

Минпромторг на вопросы "Известий" ответить не смог.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров