Ученые обнаружили тысячи микробов внутри грозовых облаков

25 января 2013, 17:36, ИА Амител

Журнал PLoS One опубликовал статью, в которой говорится о том, что европейские экологи обнаружили микробов внутри грозового облака и провели первую их "перепись", что позволило ученым объявить облака самой экстремальной зоной присутствия жизни на Земле, передает РИА Новости.

"Когда мы начали это исследование, мы всего лишь надеялись описать виды бактерий, которые встречаются в ранее неизученной среде обитания – грозовых облаках. Однако нам удалось найти следы активной экосистемы в атмосфере", – заявил руководитель группы ученых Ульрих Карлсон (Ulrich Karlson) из Университета Орхуса (Дания). Карлсон и его коллеги пришли к такому выводу, изучая химический состав градин, упавших в районе города Любляны, столицы Словении, после одной из гроз в мае 2009 года.

Как объясняют экологи, частицы града можно использовать в качестве индикатора происходящих в грозовых облаках процессов. Это объясняется тем, что частички льда беспорядочно двигаются внутри облака во время их формирования, собирая молекулы, пыль и живые клетки.

Руководствуясь этой идеей, авторы статьи проанализировали состав градин, отслеживая происхождение органики внутри них. Оказалось, что зерна града содержали в себе свыше трех тысяч видов органических соединений, большая часть которых обычно встречается в почве. Более того, ученым удалось обнаружить свыше 1,8 тысячи видов бактерий.

Исследователи проанализировали структуру рибосомной РНК в бактериях и определили, к каким семействам микробов они относились. Так, большая часть из них принадлежала к микроорганизмам из класса актинобактерий (Actinobacteria), гамма-протеобактерий (y-Proteobacteria), обитающих на листьях растений. По всей видимости, эти бактерии являются временными "гостями" облаков, попадая в них вместе с ветром и каплями воды.

Кроме того, Карлсон и его коллеги обнаружили в частичках льда и виды бацилл, не встречающиеся в почвах или на листьях растений. К числу таких микробов относятся несколько бактерий из класса метилобактерий (Methylobacterium), приспособленных для "воздушной" жизни. В частности, оболочка этих микробов содержит в себе молекулы пигментов для защиты от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, данные бактерии хорошо выдерживают перепады давления и умеют питаться самыми разными видами веществ, что увеличивает шансы на выживание внутри грозового облака.

Как полагают исследователи, большое количество органики в частицах льда и бактерии, приспособленные к обитанию в атмосфере, позволяют говорить о собственной "экосистеме" грозовых облаков. Учитывая процессы, которые происходят внутри таких облаков во время грозы или града, можно говорить о них как о самой "экстремальной" зоне жизни на Земле, заключают ученые.