Банкиры требуют больше времени на сбор данных о клиентах
31 января 2013, 14:48, ИА Амител
Письмо НПС, в состав
учредителей которого входят крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ,
Промсвязьбанк и др.), адресовано директору финансового мониторинга и
валютного контроля Банка России Елене Ищенко. В документе говорится, что
исполнение требований проекта положения ЦБ в течение установленного
срока "является практически нереализуемым".
Причина в том,
что, согласно проекту, передача данных должна осуществляться головным
офисом, как указано в письме. Но формирование здесь пакета документов по
клиентам, которые обслуживаются филиалами, невозможно, поскольку в
кредитных организациях отсутствуют автоматизированные банковские
системы. Таким образом, исполнением ряда запросов Росфинмониторинга
могут заниматься исключительно филиалы. Но учитывая правила
документооборота и разницу во времени между отдельными регионами,
кредитные организации могут не уложиться в пять дней.
Кроме
того, проектом положения ЦБ предусмотрено, что данные должны быть
предоставлены исключительно в электронном виде. Сегодня кредитные
организации уже обязаны направлять в Росфинмониторинг данные по всем
операциям, имеющим признаки отмывания доходов, полученных преступным
путем. На это отводится всего три рабочих дня. Однако данные могут быть
представлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Теперь
же Росфинмониторинг намерен автоматизировать отношения с банками,
обязывая их направлять данные исключительно в электронном виде, говорит
вице-президент НПС Александр Наумов.
— Но в установленные сроки банки физически не смогут выполнить такие требования, — отмечает он.
Например,
Росфинмониторинг потребует данные о клиенте за несколько лет. Если
сведения у банка представлены на бумажных носителях, то для перевода их в
электронный вид пяти дней будет явно недостаточно. Наконец, объем
запрашиваемых данных является значительным, что также увеличивает сроки
обработки запроса Росфинмониторинга, добавляет президент НПС Андрей
Емелин.
В случае нарушения срока предоставления данных в
Росфинмониторинг банкам, согласно п.1 ст.15.27 Кодекса об
административных правонарушениях, грозит штраф в размере от 50 тыс. до
100 тыс. рублей.
НПС предлагает варианты решения проблемы:
увеличить сроки предоставления данных до 10 дней либо предусмотреть
возможность взаимодействия филиалов кредитных организаций с
региональными управлениями Росфинмониторинга.
Несмотря на то
что предоставление информации в электронном виде исключает временные
издержки, свойственные бумажному документообороту, доводы, приведенные
НПС, обоснованны, считает контролер профессионального участника рынка
ценных бумаг М Банка Алексей Катин.
— Далеко не все банки
используют централизованную автоматизированную банковскую систему, и
многие филиалы учитывают операции своих клиентов автономно, — пояснил
он.
— Процессы интеграции баз данных лягут серьезным грузом
на организации и на первых этапах потребуют огромного количества ручного
труда квалифицированного персонала, — соглашается начальник отдела по
работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.
— Нужно
отметить, что подразделения кредитных организаций могут располагаться
не только в России, но и за границей, и в этом случае на аккумулирование
информации потребуется больше времени, — отмечает начальник управления
финансового мониторинга банка "Стройкредит" Оксана Курганова.
Алексей Катин добавляет, что предложения НПС ориентируются в большей
степени на крупных участников рынка, поскольку вероятность возникновения
проблемы неисполнения предлагаемых сроков выше у крупных банков, с
разветвленной филиальной сетью и большим объемом клиентских операций.
Комментарии 0