Глава Минпромторга Денис Мантуров: «В наших магазинах больше трети товаров будут российскими - без всякой принудиловки»
08 марта 2013, 07:28, ИА Амител
Когда встречаешься с человеком, ответственным за все, что производит наша страна, то первым делом хочется его проверить. А сам-то он как поддерживает отечественного производителя? Об этом рассуждает Валерий Рукобратский на "КП".
- У меня есть российские костюмы, которые вы абсолютно не отличите от тех, что сделаны итальянскими кутюрье, - говорит Денис Мантуров. - И мне не то что не стыдно, мне почетно носить российскую продукцию, рекламировать ее на себе.
С ВИДУ - ИТАЛЬЯНСКИЙ, А В ДУШЕ - РУССКИЙ
- То есть наша легкая промышленность вполне себе жива...
- Есть бренды - торговые сети и производители применяют специальные маркетинговые ходы, - которые кажутся импортными - пазалини там какой-нибудь и так далее...
- А на самом деле?
- Это все российские производства! И вы никогда не ошибетесь, если посмотрите на шильдик. По российскому законодательству производитель обязан писать, в какой стране это произведено. И там написано: "Сделано в России".
- А может, к русским названиям вернуться? Вот были же знаменитые "Парижская коммуна", "Большевичка"...
- А некоторые из этих брендов по-прежнему живут, процветают и развиваются. Это не преувеличение. Буквально в декабре прошлого года в Ростовской области мы проводили совещание по проблемам легкой промышленности. Я попросил организовать импровизированную выставку отечественной продукции. Я был - вот честно вам говорю - искренне удивлен, как много мы производим хороших вещей. Мы просто мало внимания уделяли и уделяем этой отрасли. Но я беру на себя обязательства развивать легкую промышленность!
- Я ведь эти ваши слова записываю...
- Записывайте! Я от своих слов никогда не откажусь. И все мои обещания пока всегда исполнялись.
- Прямо так и хочется с вами заключить пари...
- Можем и поспорить! Только не спрашивайте у меня завтра же результат. Хорошо?
- Хорошо.
- Дайте мне какое-то время.
- Сколько? Год, два?
- Через год мы сможем с вами подводить какие-то промежуточные итоги. А реально мы должны выйти на достойный уровень производства качественных товаров легкой промышленности через три, максимум четыре года. Основной конкурент - это недобросовестный производитель. Тот, кто делает некачественный, а потому дешевый товар. В ближайшее время мы сформируем спецкомиссию по борьбе с контрафактом. Но главное - нужно смотреть самим, что вы покупаете.
- Нет китайскому ширпотребу - покупай российское?
- Да! Покупай российское! А еще лучше по-другому: "Сделано в России, сделано с душой!" Неплохой бренд? "Сделано с душой!" То же самое есть и во многих других странах - у них целые департаменты, министерства, которые целенаправленно занимаются массированной пропагандой своей собственной продукции. В Турции есть специальные отдельные прилавки в магазинах, есть отдельного цвета шильдики, где написано: "Сделано в Турции". Они не стесняются этого. И нам стесняться нечего.
- А Всемирная торговая организация, в которой мы уже полгода, не возмутится? Они же нам навязывают свободный рынок, с равными условиями для западных и отечественных производителей...
- А что здесь такого? Правила Всемирной торговой организации не запрещают продвигать товары отечественного производителя законными способами.
- А ваша идея о том, чтобы в магазинах было не менее 30% российских товаров, - это тоже в правила вписывается?
- Конечно. Но я отмечу: Минпромторг никого не обязывает это делать. Это не наш метод. Мы разговариваем с торговыми сетями, предлагаем разные варианты.
Более того, доля отечественных товаров - речь идет о продукции легкой промышленности: обуви, одежде - так вот, ее доля на розничном рынке в прошлом году уже составила около 25%. Поэтому если говорить про те 30% отечественной продукции, что должны появиться на прилавках, - это цифра взята не с потолка. Она вполне реальна и достижима. А если учесть, что министерство активно стимулирует промышленных производителей, чтобы они повышали качество товаров, то российской продукции в магазинах в скором времени будет больше тех самых 30% без какой-либо принудиловки.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ ТАК, КАК ДЕЛАЛ СТАЛИН
- Были опасения, что вступление в ВТО может придушить нашу промышленность...
- Прошло слишком мало времени после присоединения к ВТО. Конечно, промышленность еще не полностью адаптировалась к новым условиям. Но говорить о том, что мы испытываем какие-то трудности или наоборот, пока рано.
Тем не менее у нас есть все механизмы, чтобы защитить свою промышленность - это и субсидии, и приоритет отечественным товарам при госзаказах плюс специальные программы по закупке современного технологического оборудования.
- А можно здесь поподробнее? Считается, что наша промышленность отстала от западной на несколько десятилетий: нет технологий, низкая производительность труда. Но вот Сталин, например, когда проводил индустриализацию СССР, он же, по сути, целые заводы на Западе скупал. Нам-то что мешает?
- Я бы не говорил, что мы такие уж прямо отсталые. Из-за серьезной экономической ситуации в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия мы пропустили почти полтора индустриальных цикла. Оборудование, технологии не обновлялись. Как результат - заметное падение производительности труда. Но сейчас мы быстро наверстываем упущенное. Кое-где мы не просто достигли мирового уровня, но и обгоняем Запад. Речь идет о тех отраслях, которые всегда работали на внешний рынок. Но с машиностроением действительно есть проблемы. Здесь у нас все внимание министерства сосредоточено.
- Ну так и воспользуйтесь известным рецептом "отца народов".
- Сталина? Его способ модернизации страны не подходит. Вся промышленность и все средства производства были в собственности государства. Экономика СССР была изолирована, а основная цель развития промышленности в то время была связана с подготовкой к большой войне. Страна создавала экономику, способную прежде всего обеспечить армию вооружением и техникой.
А основным ресурсом, который обеспечил индустриализацию, была не только импортируемая техника. Основным ресурсом стали десятки миллионов людей, создававших новую промышленность в тяжелейших условиях. В том числе и миллионы крестьян, которые погибли из-за того, что их лишили средств к существованию - все реквизировалось для получения золота и валюты, чтобы закупать новое оборудование. Мы готовы платить такую цену?
- Надеюсь, что нет...
- Вот и я уверен, что нам такого не надо. Сейчас поиск новых направлений и технологий в самом разгаре. И по многим направлениям у нас есть уникальные решения. Вот здесь и есть возможность стать первыми.
- Вот-вот, про то, что мы должны сами создавать новые технологи, мы слышим давно, а в реальности хоть что-то создано прорывное?
- Если вы говорите про гражданские отрасли, то здесь действительно зачастую неэффективно пытаться изобретать велосипед. Выгоднее перенести технологии из-за границы и на их основе создавать конечную продукцию в стране. Но в ряде отраслей, например металлургия, у нас есть заводы, самые современные в мире. Еще пример - применение композиционных материалов. Скажем, дороги с применением композитов надо ремонтировать раз в пять лет, а не ежегодно.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Куда полетит "Суперджет"?
- Ну и главная наша гордость - самолет "Суперджет"...
- А что вы ерничаете?
- Ну в последнее время всякие нарекания на самолет слышны: мол, недоделан, а денег на него порядочно потратили...
- В прессе была цифра, что на "Суперджет" потрачено из бюджета 7 млрд. долларов. Тот, кто это заявляет, - большой фантазер, писатель-фантаст, я бы сказал. Я бы мечтал, чтобы мы из бюджета такие суммы стали тратить на авиацию. На самом деле на "Суперджет" потрачено всего 51,7 млрд. руб. - это 1,7 млрд. долларов. При этом 75,9% - это внебюджетные источники. Вообще последние 25 лет ни Россия, ни Советский Союз не разрабатывали такого рода современной техники.
- Но в разработке и иностранцы принимали участие.
- Это правда, сегодня 40% - это наше участие в "Суперджете", 60% - зарубежные компании. Но это и планировалось с самого начала, так как проект рассчитан на мировой рынок. В настоящее время проводится репрайсинг, включая работу по замене импортных комплектующих на отечественные. В дальнейшем соотношение, безусловно, изменится.
- А когда это случится?
- Примерно в 2015 - 2016 годы. Быстро это сделать не получится.
Уже сейчас создано 13 таких лайнеров. Плюс есть 170 твердых заказов по всему миру (Индонезия, Мексика, Лаос), при этом "Аэрофлот" заказал 30 самолетов.
- А что с другими самолетами-новинками?
- Что касается других проектов, в 2008 году стартовала программа по созданию нового ближне-, среднемагистрального пассажирского самолета. Он придет на смену Ту-154 и семейству Ту-204. Мы говорим о МС-21. Кстати, в этом самолете изначальная пропорция уже будет другой: примерно 60% - наше участие, 40% - зарубежные компании.
Первый его полет планируется на июнь 2015 года. Но уже на сегодня у нас есть заказы на 256 таких самолетов. И, кстати, про технологии. В этом самолете мы тоже применяем наши разработки, связанные с композитными материалами. Так что у нас все еще впереди!
Комментарии 0