Разработкой нового учебника по литературе займется ассоциация учителей

11 марта 2013, 15:52, ИА Амител

Сегодня, 11 марта, "Московский комсомолец" написал о том, что в России будет создана ассоциация учителей литературы, которая и создаст отвечающий веяниям времени учебник. Также она сформирует общую позицию преподавателей в отношении книг, идеи которых можно трактовать по-разному. Как это будет происходить, "МК" рассказал руководитель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло:

— Последние заседания Общественной палаты касательно школьной программы по литературе некоторыми СМИ были поняты неправильно и едва ли не скандально.

О чем идет речь? Как известно, идею любого литературного произведения и философию его героев можно подавать по-разному. К примеру, в советское время в рамках тогдашней идеологии жизнь Катерины из "Грозы" Островского подавали как тягу к свободе, Раскольников был эдаким борцом за права человека и т.д. Сегодня мы видим в методиках преподавания литературы и трактовки книг сочетание и советской темы, и разных авторских концепций — персональных взглядов преподавателей. Единства в вопросе "КАК и ЧТО преподавать на уроках литературы" нет, и это неправильно.

Создать это единство, выработать единый подход к преподаванию, методики, рекомендованные книги можно, если организовать общероссийскую Ассоциацию преподавателей литературы и литературоведов. Во главе, как мне думается, должен встать какой-то авторитетный педагог, типа Евгения Васильевича Ямбурга, или кто-то из руководства крупнейших литературных вузов.

— Реформы в области преподавания литературы часто сводятся к исключению или добавлению в список изучаемых тех или иных книг. Планируется ли нечто подобное в деятельности ассоциации?

— Контроль списка изучаемых книг и их трактовки — это не цензура, как можно подумать! — успокаивает Павел Пожигайло. — Сообщество профессионалов должно корректировать список классических шедевров. Допустим, "Бесы" Достоевского — произведение, насыщенное библейскими отсылами и требующее серьезной подготовки, — я в школе бы его не преподавал. "Мастера и Маргариту" я бы тоже не стал давать школьникам. Булгаков — один из немногих сделал попытку обличения дьявола, но его книга многими воспринимается совершенно наоборот. Или вот "Портрет Дориана Грея" — это же опасная книга! Лорд Генри, как и Воланд, персонаж очень серьезный. Ну и, конечно, Ассоциация преподавателей литературы должна контролировать и новые книги, которые попадают в программу по литературе, предотвращая появление там литературы типа "Generation P" Пелевина, где обсуждаются эксперименты с сознанием при помощи наркотиков и иные подобные вещи.

— Нет ли опасности этими рекомендациями лишить педагогов права высказывать свою собственную точку зрения?

— Никто не пытается загнать учителей в жесткие рамки, но ведь методические указания по их работе существуют, и сегодня это нормально. Важно то, что для выработки неких общих рекомендаций будет открытое обсуждение, где каждый преподаватель сможет высказаться. Разве кто-то будет спорить, что продвигать идею пути к свободе через убийство себя (как это фактически делается при изучении той же "Грозы") — неверно и опасно. Но ту же самую книгу можно трактовать иначе — с точки зрения губительной силы страсти. И "Анну Каренину", и драмы Эсхила — тогда основная мысль не будет порочна, не будет руководством к действию.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров