Крайне важную для Алтайского края транспортную программу «написали в стол»

14 марта 2013, 07:47, ИА Амител

В Алтайском крае разрушается автобусное сообщение между селами. В половине из 60 районов региона не осталось ни одного внутрирайонного маршрута. Недавно была разработана долгосрочная целевая программа "О государственной поддержке и обеспечении доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения Алтайского края на 2013-2018 годы", с помощью которой намеревались повлиять на ситуацию. Но от ее реализации впоследствии отказались. 

В цифрах

По данным некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозки Алтая" на 2012 год, в Алтайском крае количество внутрирайонных маршрутов за последние пять лет сократилось более чем в 2 раза и составляет 269, а их протяженность сократилась более чем в 5 раз и составляет 9 тыс. км. 

На предприятиях Алтайского края на всех маршрутах работает 3991 автобус, более 20% из них подлежит списанию. 840 автобусам более 15 лет, 523 — от 11 до 15 лет, 1336 — до 5 лет, 19 — новые.

Чуть более половины всего количества автобусов оснащены приборами спутников навигации ГЛОНАСС — 2525 автобусов. Остальные автобусы либо совсем не оборудуются из-за отсутствия средств, либо устанавливаются для получения лицензионных карточек, но не используются, потому что нет денег на диспетчерское обслуживание.

Такси или автобус?

Два года назад я присутствовала на собрании жителей алтайского села N., которое устраивал местный перевозчик. К нему были претензии насчет качества работы: билеты продаются наобум - случалось, что их продавали больше, чем мест в автобусе; в салонах некоторых автобусов грязно и т. д.

И тогда же сельчанами была озвучена другая проблема, за которую "ответственны" сами пассажиры: ПАЗик до райцентра уходит из села более или менее наполненным, а возвращается полупустым. Почему? А потому что из райцентра народ, сделав свои дела (посетили ЦРБ, банк, рынок...), едет обратно на такси. Хотят побыстрее попасть домой, не дожидаясь автобуса. Услуги такси, естественно, дороже автобуса.

Со стороны, особенно в глазах горожанина, проблема не кажется значительной. Но в действительности она имеет серьезные последствия: внутрирайонные маршруты приносят автоперевозчикам копейки или убытки, потери покрываются за счет рейсов до городов; и если пассажиры регулярно "перепрыгивают" с автобуса на такси, дело идет к закрытию маршрутов.

На собрании часть жителей просила другую быть "сознательней", иначе и они лишатся автобусного сообщения с райцентром. Маршрут, заметим, остается последним действующим в районе. К ним присоединился перевозчик, произнеся мудрую фразу. На память цитирую: "Допустим, маршрут закроем. Молодые будут ездить с таксистами. А вот бабушек, от которых неприятно пахнет, таксист будет сажать в свою легковушку? Таксист проедет в грязь по нашим дорогам? Автобус пыхтит, скребется, кое-как, но едет!"

Эта фраза актуальна в целом для Алтайского края. Таксисты-частники не заменят полноценные автотранспортные предприятия.

"Эксклюзивная" помощь в пассажироперевозках

"В этом и есть самая большая проблема", - сказал о нестабильном пассажиропотоке в сельской местности заместитель главы Завьяловского района по экономическому развитию Андрей Евстратов. Здесь он имел в виду сразу две вещи: разницу в количестве пассажиров по пути в райцентр и обратно, а также в принципе скромный пассажиропоток внутри районов. Регулярно возникает дефицит пассажиров в квадрате, а значит и убытки.

Завьявловский район, насколько нам известно, единственный сельский район в Алтайском крае, который поддерживает внутрирайонные автобусные пассажироперевозки. На оказание финансовой помощи он пошел "не по доброй воле".

Перед новым годом ООО "Завьяловское", которое выполняет рейсы по четырем внутрирайонным маршрутам, заявило, что предприятие или сильно поднимает цены на билеты, дабы прекратить прирост убытков по перевозкам внутри района, или закрывает маршруты.

"Вопрос встал жестко в конце декабря 2012 года. Речь шла об отмене всех рейсов. У нас в районе обстановка была на грани социального взрыва. ФАПы есть ФАПы. Потребность в ЦРБ остается. Людям нужно в райцентр и на продуктовый рынок ездить. Много куда...

Чтобы никакие законы не нарушать, мы включили ООО "Завьяловское" в свою программу по поддержке предпринимательства. По линии программы мы ему компенсировали выпадающие доходы в пределах 200 тысяч на 2013 год", - рассказал Андрей Евстратов.

Перечислим маршруты ООО "Завьяловское" и их километраж, чтобы показать, какую финансовую нагрузку несут перевозчики на внутрирайонных маршрутах:

1. с.Завьялово - с.Краснодубровск - ст.Гилевка - с.Харитоново. Расстояние в обе стороны 100 км. Рейсы осуществляются по средам.

2. с.Завьялово - с.Гилевка - с.Добрая Воля - с.Гонохово. Расстояние в обе стороны - 82 км. Рейсы осуществляются по понедельникам и четвергам.

3. с.Завьялово - с.Чистоозерока - с.Камышенка - с.Чернавка - с.Александровка. Расстояние в обе стороны - 78 км. Рейсы осуществляются по вторникам и пятницам.

4. с.Завьялово - с.Туманово. Расстояние в обе стороны - 40 км. Рейсы осуществляются по четвергам.

Завьяловский район не типичный в плане реакции населения на угрозу закрытия маршрутов. Обычно в районах ликвидируют пассажироперевозки, и никто громко не возмущается. Подобное поведение в принципе свойственно нашим людям. Перемены к худшему мы воспринимаем как данность.

По пути остальных индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели (ИП), которые работают на внутрирайонных маршрутах, подобно другим ИП с доходом менее 100 тысяч в год пострадали от первого детища пенсионной реформы, а именно двукратного повышения страховых взносов с 1 января 2013 года до 35,6 тыс. руб. Нововведение спровоцировало массовое закрытие ИП по стране. Транспортная сфера движется по схожему пути.

Ранее законодатели уже успели сильно "усложнить" жизнь перевозчикам, обязывая их снабжать автобусы тахометрами, приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС, страховать жизни пассажиров и т. д. Увеличение пенсионных отчислений сыграло роль последней капли.

К примеру, с 1 января 2013 года забросил пассажироперевозки в Косихинском районе индивидуальный предприниматель Геннадий Панов. Он выполнял рейсы по маршруту с.Верх-Жилино - с. Косиха. Теперь маршрут закрыт.

"Он ездил нормально. ГАЗелька у него. Четыре раза в неделю автобус ходил. Ну 8-10 тысяч в месяц он чистыми зарабатывал и жил на этом деле", - рассказал о судьбе коллеги директор ООО "Косихинская автостанция" Михаил Сашников.

По словам Михаила Сергеевича, в районе после ухода Панова остались работать 4 автоперевозчика, среди которых трое являются индивидуальными предпринимателями: 

1. Евгений Герман с маршрутом с.Налобиха - с. Полковниково - с.Косиха (5 раз в неделю),

2. Валерий Ярославцев с четырьмя маршрутами: с.Контошино - с. Озеро Красилово - с. Овчинниково - с.Косиха (3 раза в неделю), с.Каркавино - с. Лучевое (3 раза в неделю), с. Косиха — с.Каркавино — с.Плотниково - с.Новозырянка (3 раза в неделю), с. Лосиха - с.Косиха (3 раза в неделю),

3. Виталий Лобов с маршрутом с.Малахово - с.Восход - с. Украинка - с.Логовое - с.Косиха (3 раза в неделю).

4. ООО "Жезл" с маршрутом с. Глушинка - Косиха (5 раз в неделю по три раза в день).Косихинская автостанция

Кстати, Косихинский район тоже исключение из правил. Его отличают развитые сеть внутрирайонных маршрутов и транспортная инфраструктура. По этому показателю он в лидерах в Алтайском крае.

В районном центре действует шикарная по сельским меркам автостанция. В 2009 году ее выкупило ООО "Барнаульский автовокзал", создав на ее базе филиал. В капитальный ремонт "убитого" помещения вложили 4 млн. руб. Райцентр получил современную автостанцию, которая снабжена мини-гостиницей на два номера.

Каждый день с автостанции в Барнаул уходит по 10 автобусов! Отправления осуществляются каждые 1,5 часа! По пятницам вводят дополнительные рейсы.

И снова пример не типичный. В Алтайском крае автостанции в райцентрах в основном не ремонтируют, а закрывают. Последняя и первая с начала 2013 года новость о закрытии автостанции пришла из Мамонтовского района.

Автостанции, добавим, тоже успели получить "поддержку" от законодателей. Значительных финансовых вложений требует исполнение федерального закона "О транспортной безопасности". Об этом мы писали в предыдущем материале на транспортную тему. Ряд автостанции из-за невозможности выполнить требования закона на фоне нерентабельности ликвидированы. К примеру, в 2012 году закрыты автостанции в Угловском и Локтевском районах.

Тайком от прокуратуры

В каких-то селах Алтайского края, до которых перестали ходить автобусы, пассажироперевозками занялись сельские советы. Разумеется, мы имеем в виду сельсоветы, располагающие транспортом.

Сельсовет не имеет права вести коммерческую деятельность. Те, кому успела пригрозить прокуратура, оставили затею с пассажироперевозками.

Мне известен случай, и вполне возможно, что их много, продолжения работы. Сейчас знакомый мне сельсовет, отреагировав на замечание прокуратуры, планирует отдать в аренду автобус местному жителю, который сам будет заниматься пассажироперевозками. Стоимость аренды низкая - 2 тысячи рублей в месяц, при более высокой цене перевозчику будет не выгодно работать. В качестве индивидуального предпринимателя, по понятным причинам, он регистрироваться не желает.

Программа

Долгосрочную целевую программу "О государственной поддержке и обеспечении доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения Алтайского края на 2013-2018 годы" разработало некоммерческое партнерство "Автомобильные перевозки Алтая". Ее цель носит социальный характер — развитие регулярных внутрирайонных автобусных перевозок и транспортной инфраструктуры (автостанций), повышение безопасности перевозки пассажиров и улучшение качества обслуживания населения общественным транспортом.

По словам президента некоммерческого партнерства Алексея Богданова, заказчиком программы выступало управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи. Прежде чем разрабатывать программу, Богданов заручился поддержкой краевых властей, в том числе губернатора. Однако при прохождении экспертизы в комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике программу зарубили, потому что она противоречит федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", грубо говоря, транспортные проблемы внутри районов должны решать сами районы.

Реализация программы предусматривала консолидацию внебюджетных средств, краевого и местных бюджетов. Общий объем финансирования составляет 2 230 000 тыс. руб., в том числе из средств краевого бюджета — 705 845 тыс. руб., из средств муниципальных бюджетов — 302 505 тыс. руб., из средств перевозчиков — 1 221 650 тыс. руб.

Какова была доля участия бюджетных средств при реализации программы?

1. Субсидии на поддержку убыточных перевозок на внутрирайонных сельских маршрутах — 100% за счет бюджетных средств.

2. Приведение автостанций в соответствии с нормами транспортной безопасности — 30%.

3. Оборудование автобусов приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС — 20%.

4. Обновление парка автобусов — 15%.


Справка:

Пассажиропоток и демография.

Год от года в Алтайском крае увеличивается число заброшенных сел. Как сообщает Алтайкрайстат, анализируя итоги переписей населения 2002 и 2010 годов, в регионе продолжает расти число населенных пунктов, где фактически никто не проживает, их стало больше на 56,3%. По решению местных органов власти полностью ликвидировано 22 села, оставшихся совсем без жителей.

По состоянию на 14 октября 2010 года в Алтайском крае проживало постоянного населения 2419,8 тыс. человек. По сравнению с данными переписи 2002 года жителей Алтайского края стало меньше на 187,7 тыс. человек.

В сельской местности проживает 54,7% населения. Предыдущий показатель – 53,2%.


Татьяна Труфанова

Фото Косихинской автостанции предоставлено газетой "На земле косихинской", остальные снимки с сайта blog.cherepovets.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров