Foreign Affairs: цели Путина и сможет ли Россия подняться до уровня СССР

15 марта 2013, 12:35, ИА Амител

Вы ничего не слышали о "доктрине Путина"? Знаете о существовании множества других – "доктрине Монро", "доктрине Трумэна", "доктрине Брежнева" и так далее, а о концепции российского президента даже не подозревали? Леон Арон (Leon Aron) и американский журнал Foreign Affairs решили на этот счёт просветить мир. Знакомьтесь, Леон Арон – наш бывший соотечественник, а теперь эксперт по России ведущего научно-исследовательского Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute).

Что же касается журнала, в котором опубликована статья Арона "Доктрина Путина", то он является органом американского независимого Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), который считают настоящим мозговым центром с миссией содействия пониманию внешней политики и роли Америки в мире.

Короче говоря, и с темой, и с автором и с журналом – стопроцентное попадание. Итак, выясним, каковы же главные цели так называемой "доктрины Путина", конечно, в исполнении американского эксперта, а заодно и проясним, каков экономический и политический вес России в современном мире. В этих и других вопросах разбирались аналитики разделов "новости России" и "новости США" журнала инвесторов "Биржевой лидер".

"Доктрина Путина": что в ней?


Как пишет о себе Леон Арон, он любит оригинально интерпретировать известное, но не любит небрежности, особенно когда искажаются факты. Признаем, хорошее жизненное и профессиональное кредо. Интересно проследить, насколько последовательно эти принципы были воплощены при написании этой статьи.

Так вот, Арон в своей объёмной и многословной статье (статья всё-таки журнальная, нужно поддерживать формат) пишет, что нынешняя российская внешняя политика основана на общественном консенсусе, сложившемся ещё в начале 1990-х годов. В его основе, утверждает автор, лежат три геостратегических императива – Россия должна оставаться великой державой, ядерной сверхдержавой и гегемоном в своём регионе. (Чувствуется, чувствуется, что автор неплохо учился в советской школе и вузе, получается чуть ли не уваровская триада – самодержавие, православие, народность, только в современной интерпретации). Эта триада и есть та красная черта, утверждает автор, отступить за которую Россия не может себе позволить из чувства национальной гордости. Путин же после избрания его президентом в 2000 году добавил к ней новую важную цель, цитируем, "восстановить экономические, политические и геостратегические активы, утраченные советским государством в 1991 году". Понятно, что сам Путин об этом нигде и никому не говорил, но Арон посчитал, что та настойчивость и последовательность, с которой российский президент идёт к указанной цели, заслуживает называться доктриной Путина.

Вклад Путина в эту триаду, по-ароновски, выглядит следующим образом. Во внутренней политике – это захват командных высот в экономике (прежде всего, в нефтяном и газовом секторе), утверждение авторитаризма и реакционные репрессии. А во внешней политике это проявляется в следующих фактах:

- борьба против евроПРО НАТО (автор удивляется, почему Москва пропускает мимо ушей заявления о том, что ПРО не представляет угрозы для России),

- наращивание экспорта ядерных технологий, ядерных реакторов в Китай, Турцию, Индию, Белоруссию, Бангладеш и, что особенно болезненно воспринимается в Вашингтоне, в Иран,
- стремление к региональной гегемонии, ускорение интеграции на постсоветском пространстве,
- работа на утверждение военного превосходства в окружающем её географическом пространстве. Это, пожалуй, и все "прегрешения" Путина, понятно, в кратком изложении.

А далее следует вывод, коль сотрудничество между США и Россией к концу 2011 года несколько разладилось из-за нарастающих различий между их целями и базовыми ценностями, то у Белого дома остаётся два стратегических варианта: попытаться возродить "перезагрузку" (автор подозревает, что Обама может вернуться к этой идее, не случайно же он принял приглашение Путина встретиться до конца 2013 года). Второй же вариант, сделать стратегическую паузу в отношениях с Россией. Именно последний вариант кажется автору более целесообразным и предпочтительным. Вот и сказке конец. Пожалуй, Леону Арону всё же лучше поменять своё кредо, например, на такое – не лги, но и всей правды не говори.

Далеко ли до СССР?

Итак, с самой так называемой "доктриной Путина" разобрались. Теперь бы понять сможет ли Россия восстановить те самые экономические, политические активы, утраченные советским государством в 1991 году, о которых пишет Арон? Начнём с внутренней политике, социально-экономического развития страны:

- экономический уровень развития. Как известно, доля СССР в мировом ВВП в 1990 году составляла примерно 9 процентов, тогда как удельный вес современной России в мировой экономике составляет 3,6 процента, а если верить весьма пессимистическим прогнозам ОЭСР, то в 2030 году он ещё сократится – до 3,2 процента (к счастью, есть и более оптимистические оценки). С другой стороны, можно вспомнить, что в 2000 году эта доля России была всего лишь 0,65 процента, то есть по сравнению с 1990 годом она сократилась почти в 10 раз (примерно 6%). Экономика страны растёт, так, рост ВВП в 2012 году составил 3,4 процента, это, конечно, меньше чем год ранее, но всё равно неплохой результат, особенно на фоне европейской рецессии;

- инновационность российской экономики. Страна в результате распада СССР потеряла ряд технологий, высокотехнологичных производств, лишилась целых научных школ. Теперь, чтобы догнать развитые страны Россия должна будет проявить недюжинную политическую волю, а также чудеса решительности и энергичности. Но пока страна сокращает финансирование образования и науки. России и перспективах её деградации; " href="http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008154850.html">Западные СМИ об "утечке мозгов" из России и перспективах её деградации;

- демографический потенциал. И опять ОЭСР даёт крайне неблагоприятный для России прогноз – население сократится с нынешних 142,7миллионов до 136,4 миллионов в 2030 году. Впрочем, подобные сокращения населения ожидают и такие страны как Япония и Польша;

- уровень жизни. По большинству показателей индекса качества жизни Россия отстаёт от ведущих стран мира. К примеру, среднестатистический россиянин сегодня зарабатывает за год почти в два раза меньше, чем граждане стран ОЭСР (13,9 долл. против 22,4 долл.). Продолжительность жизни у нас составляет 69 лет, это самый низкий показатель среди стран ОЭСР. Но, вспомним, ещё не так давно она составляла 64 года, и нынешние – 69 лет – превышают все советские показатели.

Впрочем, ситуация в странах СНГ значительно хуже российской. Россия хотя бы имеет колоссальные природные ресурсы. На долю РСФСР в Советском Союзе приходилось почти две трети электроэнергии, свыше четырёх пятых добычи нефти, около двух пятых – газа, почти вся древесина и т.д.

Что же следует из этого короткого анализа? Что экономика страны и уровень жизни россиян медленно, трудно, с проблемами, но всё же поднимается. Впрочем, восстановить то, что было утрачено при распаде СССР, пожалуй, всё же не удастся. Реалистичным будет предположить, что Россию ждёт будущее в виде серьёзного регионального игрока.

Back in the USSR

Перейдём теперь к внешней политике Владимира Путина. Что здесь происходит с восстановлением тех самых геостратегических активов, утраченных советским государством в 1991 году? Вот несколько соображений на этот счёт:

- перевооружение российской армии и флота. Страна активно вооружается. Арон пишет, что при Путине оборонный бюджет России вырос с 29 миллиардов долларов до 64 миллиардов (поможем автору обновить эти цифры – на этот год запланировано более 71 млрд. долл.). Добавим, на модернизацию ВПК в течение ближайших десяти лет планируется выделить 23 триллиона рублей (770 миллиардов долларов). В общем, такими темпами военный бюджет России скоро догонит американский по отношению к ВВП. Нужны ли эти сверхусилия российской экономики? Конечно, лучше было бы вложить эти деньги в образование, науку, здравоохранение, да, мало ли куда ещёэ Но, во-первых, наша армия уже давно нуждается в модернизации, её не критикует только ленивый, а во-вторых, как отбить желание у некоторых испытать нас на прочность, к примеру, как Ирак, Ливию и т.п.?

- Россия постепенно восстанавливает свои позиции в мире. Арон в своей статье сетует на глухоту Москвы по отношению к внешнеполитическим пожеланиям США. Не поленился подсчитать, сколько раз Россия в Совете Безопасности ООН блокировала американские инициативы (если в 1990-е годы – 2 раза, то с 2000 по 2012 год – 8 раз), напомнил об угрозе Москвы выйти из договора СНВ-3, отказе от участия в программе Нанна-Лугара. Washington Times о страхах США ядерной мощи и слабости экономики России. Для американцев эти и другие действия Москвы сродни палкам, вставленным в американские колёса. Им бы хотелось, чтобы Россия и впредь выполняла все пожелания Вашингтона и не спорила с американцами. Ну, никак они не могут понять, что национальные интересы есть не только у американцев, но и у россиян, что перезагрузки в одностороннем порядке не бывает. В конце концов, Господь Бог поместил Россию в Евразии, которая, как известно, содержит две части света – Европу и Азию, в том числе Китай. Именно мощь Китая в среднесрочной перспективе и будет во многом определять состояние российско-американских отношений;

- углубление интеграции на постсоветском пространстве. Арон не скрывает своего беспокойства по поводу создания Организации Договора о коллективной безопасности, Таможенного союза (несмотря на отсутствие энтузиазма у бывших советских республик, не преминул он добавить). Не нравится ему и то, что Путин назвал эти процессы центральной задачей внешней политики страны. Пугает мир "финляндизацией" постсоветских государств, мол, Москва позволяет своим соседям вести самостоятельную внутреннюю политику, но жёстко контролирует их внешнюю ориентацию (вспоминает Грузию, Украину). Что сказать по этому поводу? Во-первых, кто бы говорил о международном контроле? А во-вторых, если американцы поднимают шум, значит, Россия пока не потеряла ближнее зарубежье, как говорили ещё совсем недавно.

В общем, косо криво, но Москва восстанавливает утраченный контроль над постсоветским пространством и заставляет с собой считаться и Евросоюз, и США. В политике ведь как? Главное не как вы играете, а кто ведёт счёт.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров