Константин Райкин на Ретро FM: «Мы очень плохо проходим проверку свободой»

20 марта 2013, 15:48, ИА Амител

Российский актёр театра и кино, руководитель московского театра "Сатирикон", профессор Константин Райкин приезжал в Барнауле с моноспектаклем "Самое любимое". Перед спектаклем известный актер побывал в студии Ретро FM 104,4.

"Папа меня как артиста любил"

-Это запланированные гастроли?

- Лет тридцать, если не больше, я разъезжаю по стране и по зарубежью и выступаю.

Я играющий тренер. Я художественный руководитель театра "Сатирикон", играющий в нем артист. Преподаю в школе МХАТ, сейчас выпускаю очередной свой курс. Еще я открываю институт при театре. Это будет высшее учебное театральное заведение. Будет называться "Театральная школа Константина Райкина". Это моя давнишняя мечта, которая сейчас осуществляется. Школа откроется уже этой весной.

- Скажите, если бы ваш отец сейчас посмотрел на вас, он был бы доволен?

- Да. Я неплохо знаю своего папу, честно говоря, он был нестрогий судья по отношению ко мне. У меня были судьи гораздо строже его.  Он всегда для меня был образцом для подражания. Работа для него была не просто профессия, он жил театром. В этой среде он был как рыба в воде. Для меня он был примером растворенности, это даже жертвенностью нельзя назвать, он без театра просто не мог. В плане оценки он меня как артиста любил и даже больше, чем я себя.

- Почему вы боялись его приглашать посмотреть на себя? Только спустя два года в "Современнике" он вас увидел на сцене.

- Ситуация "все смотрят, как папа смотрит на игру сына" кажется мне пошлой. Что-то есть в этом мещанско-умилительное. Кто чей сын, кто чей родственник – какая разница?

- Какое-то время назад вы приезжали в какой-то город и радовались, что не знали вашего отчества.

- Да, было такое и часто бывает. В некотором смысле, к сожалению, чем дальше, тем чаще, потому что папу забывают. Он же был театральный артист, а это забывается. Легенда растворяется. Я не могу этого не признать. Такова участь любого театрального артиста.

"Культура – вопрос национальной безопасности"

- Ваш театр можно назвать драматическим?

- Конечно.

- Несмотря на огромное количество музыкальности?

- Нет, у нас  в основном классический репертуар.

- На ваш взгляд, это нормальная инициатива, когда театры гастролируют?

- Нормальная, но запоздалая. Ей быть бы на двадцать пять лет пораньше. Такие пожелания высказывать вполне нормально, а реализовать это – другой вопрос. Для реализации необходимо проявить максимум инициативы и действенности.

Это необходимая вещь. Надо заниматься культурой, это вопрос национальной безопасности. Упущенные мозги и души это самая большая опасность, гораздо большая, чем подорожание или удешевление нефти, экономические кризисы и т.д. Я считаю, что самые разрушительные процессы происходят по ведомству Министерства культуры, образования и науки.

Чужие "можно" и "нельзя"

- Есть выражение "каждая кухарка может учиться управлять государством". Сегодня мы то и дело видим, как на театры, в том числе на барнаульские, происходит православное давление. От этого страдают театральные творения. Что вы думаете по поводу вмешательства со стороны "благостных"?

- Что-то нельзя, что-то можно. Мы это уже проходили. Наше государство с трудом освобождается от рабства. Желание услышать сверху, что можно, а что нельзя. В некотором смысле это очень удобно иметь чужие "нельзя" и чужие "можно". Эта психология раба очень медленно покидает нашу жизнь, если вообще покидает.

Рабы могут быть не только внизу "социального пирога", а еще и наверху. И это тоже очень страшно и вредно. Очень многие хотят вернуться в "зоопарк" и жить за решеткой, имея двухразовую баланду, вместо ответственного существования на вольных хлебах.

Мы очень плохо проходим проверку свободой. Свобода – это опасное испытание. Чтобы иметь право на свободу, необходимо иметь большое количество несвободы внутри. Если хотите, это библейские "нельзя", культурные. Если у человека нет внутренних "нельзя" и ему дать внешнюю свободу, он будет ее понимать, как разрешение на грабеж, хамство, убийство и т.д. Что мы в большей степени и видим.

- Вы многое повидали в жизни, многое знаете в театре. Скажите, вы согласны с заповедями театральных реформаторов " театр должен не только развлекать, он должен нести нечто"? Я неслучайно задаю этот вопрос. То, что я вижу по телевизору, меня бесит. Меня бесит то, что я вижу в  театре, и я перестаю туда ходить. Мне не нравится, что со мной разговаривают, как с человеком, только что поднявшимся из лужи. Должен ли театр быть театром без развлекухи?

- Российский театр имеет более высокое назначение. Это у Гоголя очень точно описано. Хотелось бы этого.  Да, много барахла, но не надо отчаиваться. Хорошего должно быть немного. Надо привыкнуть, что плохого больше, чем хорошего. Вообще не обращайте внимания, умных людей меньше, чем глупых. И людей высокоодаренных меньше. Так устроен мир. Не надо опускать руки, наоборот, надо бороться. В этом диалектика жизни – борьба глупости с мудростью.

"Спасение в женщине"

- Немного о личном. Должен ли мужчина, творческий человек, актер что-то делать по дому?

- Абсолютно ничего не умею. И не считаю себя обязанным это делать. Неумение забивать гвозди хорошо я восполняю другим.

- Какое место в вашей жизни занимает женщина?

- Первостепенное. Спасение в женщине. В маме, жене, дочери.

- Аркадий Исаакович, уходя, понимал, что отдает свое театральное детище вам в руки. Наверное и вам приходят в голову мысли "кому оставить свое детище в руки?"

- Я об этом думаю.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров