Барнаулец Владимир Казаков уже 35 лет собирает коллекцию моделей автомобилей

23 марта 2013, 14:17, ИА Амител

Барнаулец Владимир КАЗАКОВ уже 35 лет собирает коллекцию моделей автомобилей. Подробности сообщает газета "Вечерний Барнаул".

"НЕ ЛЮБЛЮ "МЕРСЕДЕС"

Квартира Владимира Казакова, председателя клуба коллекционеров моделей машин в масштабе 1:43, напоминает автопарк. По образованию Владимир Петрович архитектор, но смыслом его жизни стал мировой автопром. На кухне и в прихожей – книги и журналы на автомобильную тему, в столе и на столе – кузова и прочие запчасти от моделей. Часть самой коллекции расположилась на полках в прихожей, а сердце ее – в зале. Вдоль всей стены, длина которой метров пять, стоит застекленный стеллаж, на полках которого выстроилось в ряд около полутора тысяч моделей машин. Еще примерно столько же спрятано в коробках и шкафах.

А началось все в 1978 году.

- Я еще в школе тогда учился, попалась мне модель машины ВАЗ-2102 красного цвета. И я в нее просто влюбился, - рассказывает Владимир Петрович. – В то время я жил в Казахстане с родителями, таких моделей там практически не было. Вскоре у меня появился "Москвич-408", потом сестра, которая на Севере работала, начала мне модели привозить. "Чайка" с тех времен еще стоит у меня, "Волга". Кстати, и "жигули"-двойка, моя первая модель, тоже жива. Жизнь ее потрепала, краска побилась. Я ее ободрал, так кузов в металле и лежит. Думаю, покрасить или так оставить.

Если верить истории, то модели в масштабе 1:43 получили распространение в России благодаря победе "москвичей" в ралли Лондон - Мехико. Одна британская фирма так вдохновилась успехом советского автопрома, что выпустила модель в этом масштабе. После этого директор одного из саратовских заводов побывал в Лондоне, увидел эту модель и загорелся идеей наладить их выпуск в Советском Союзе. Потом из Саратова модели плавно перетекли в другие города: в Ульяновске стали делать модели УАЗов, в Казани – КамАЗы.

- Конечно, поначалу модели воспринимались как игрушки. А когда уже штук 20-30 машин собралось, понял, что это нечто большее, чем просто детская машинка, - говорит Владимир Петрович. – Стал уже их на полки ставить. Почему именно такой масштаб привлек? Удобно. Есть люди, которые другой масштаб собирают, например 1:20, но сразу возникает вопрос с местом. Модели большие, где их хранить-то…

Есть у Казакова и свои приоритеты:

- Если нужно будет выбирать, то в первую очередь возьму модель джипа, затем раллийного авто, а потом уже все остальное. Если о марках говорить, то в последнюю очередь возьму "мерседес". Не нравятся они мне почему-то. А любимые – "хаммер" и "форд".

СДЕЛАЙ САМ

В советские годы коллекционеры моделей делили их на три вида: заводские, конверсии (на базе заводской модели сделан другой автомобиль) и полностью ручная работа. Потом появился новый вид, который сейчас называют ремейками: неказистые пластмассовые или металлические модели заграничных автомобилей. В советские времена стоили такие около рубля, дети играли ими в песочнице. Но выпускались они все в том же масштабе 1:43 и сейчас представляют для коллекционеров особую ценность, так как давно не производятся и найти "живую" модель очень тяжело. Уже в постсоюзные времена появились новые виды, сейчас коллекционеры делят модели по заводам-изготовителям.

Самодельные модели – вообще отдельное направление в коллекционировании. Возможно, и появилось оно не от хорошей жизни, так как в 1980-е годы интересующую модель было тяжело достать, и порой проще было самому сделать то, что нужно. Правда, при этом возникал другой вопрос – где взять чертежи и схемы, ведь нужно было создать точнейшую копию, вплоть до деталей салона.

- Это сейчас есть Интернет, - улыбается Владимир Петрович. – А тогда хорошо, если в журнале что найдешь, и то их уйму надо было перелистать. Еще на автобазы приходили, там машины и автобусы замеряли. Помню, как-то автобус около Барнаула перевернулся – рванули туда, чтобы днище зарисовать, как там все расположено. На автовокзале откуда-то сверху на автобусы смотрели: один фотографирует, другой зарисовывает – не известно ведь было, проявится ли пленка, получатся ли фотографии. Раньше еще пытались делать, чтобы все двери, багажник, капот открывались, – по две-три модели гробили. С возрастом уже ушел от этого, пусть ничего не открывается, зато модель будет идеально ровная и гладкая. Сложно было, но интересно. И благодаря таким поискам коллекционеры друг о друге знали. А сейчас каждый сам по себе в Интернете сидит. У меня самого уже зрение не то, модели почти не делаю, в основном реставрацией ремейков занимаюсь.

В КАЗАНЬ - ЗА КАМАЗОМ

По воспоминаниям Владимира Казакова, в 1980-е годы модели автомобилей доставали где придется. Порой за ними даже приходилось ездить в другие города.

- Я в начале 1990-х работал в проектной организации, - вспоминает Владимир Петрович. – Прихожу как-то на работу, а там мне говорят, что в утренних новостях сообщили о начале выпуска моделей КамАЗа-4310 в Казани. Я домой прибегаю, повтор вечером смотрю – и правда. Было это в понедельник, а в субботу я уже был в Казани. Три штуки купил, по 30 рублей каждый. Один до сих пор у меня стоит.

Сейчас в Барнауле найти модель – не проблема, причем попадаются даже эксклюзивные вещи.

- Зашел в детские товары, стоит "форд". Купил его за 200 рублей. А в Москве такие по 450 уже. А вот грузовой "мерседес"-кольцевик. Купил за 300 рублей, потом в Интернете информацию о нем глянул – глазам своим не поверил. Дилерская серия – то есть ограниченная партия, которая распространяется только через дилерские центры, где продают настоящие машины. Как эта модель в детские товары попала?

Но за 200-400 рублей можно найти только новую модель. Старые, выпущенные в советские годы, находятся на совсем другом ценовом уровне, за некоторые коллекционеры готовы выложить до 10 000 рублей, а то и больше.

- Был период в начале 1980-х, когда на заводе каждой модели присваивали номер, - поясняет Владимир Петрович. - "Нива" шла под номером А20, УАЗ - А34, и так далее. Потом что-то произошло, и номера ставить перестали. Сейчас обычная модель может стоить рублей 500, а номерная – две-три тысячи. А цена модели "москвича" номерного или "Волги", особенно упакованных в родные коробки, до 100 000 может дойти. У меня периодически хотят что-то купить, хорошую цену предлагают. Но я всегда говорю: если модель у меня в одном экземпляре, ни о чем говорить даже не хочу. Появится вторая, выберу, какая качественнее, – тогда уже можно думать.

Кстати, у Владимира Казакова моделей могло быть и больше, но некоторые, как он говорит, "съела чума".

- Первые модели были не очень красивой расцветки. "Восьмерки" шли, например, кирпичного красного цвета. Когда появились новые модели других цветов, поменял их на свои старые. А в итоге оказалось, что у новых материал некачественный, со временем они буквально рассыпаются. Так я много моделей потерял.

КЛУБ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Клуб коллекционеров моделей автомобилей в масштабе 1:43 появился в конце 1980-х.

- Как-то на барахолке увидел женщину, продающую модель "Волги" за десять рублей, - рассказывает Владимир Петрович. – По тем временам большие деньги. Я кое-как рублей пять наскреб, отдал ей, попросил отложить машину, побежал за деньгами. Возвращаюсь, а модель какой- то здоровенный парень рассматривает. Я у него ее выхватил, деньги продавщице отдал. А потом с парнем разговорились и поняли, что если модели люди покупают, значит, есть у нас единомышленники. Нашли их, создали клуб, проработали устав. Котельный завод нам тогда помогал, помещение предоставлял, поездки в другие города оплачивал. А сейчас клуб нечасто собирается, по сути, формально лишь существует. Аренду помещения мы тянуть не в состоянии. Ее я оплачивал, когда работал, а работы не стало, и возможности снимать офис тоже. Со "стариками" встречаемся периодически, перезваниваемся. Но для новых людей мы отрезаны. Жаль, ведь в активный период к нам много мальчишек ходило, их родители меня до сих пор благодарят за то, что нужным делом их заняли. Сейчас из тех, кто еще собирает модели, человек десять осталось. Кто-то продал коллекции, у кого-то в гараже или кладовке лежат. Кто-то стесняется, мол, это ребячество. А уж как часто я слышу, что все это – детство какое-то. Хотя друзья, знакомые уже привыкли.

Жена Ирина мужа-коллекционера тоже понимает. Кстати, именно она следит за чистотой коллекции, раз в месяц снимая каждую машину с полки и заботливо смахивая пыль специальной кисточкой.

- Это сейчас стеллаж застекленный, а когда дверок не было, пыли больше скапливалось. Кстати, видите пожарный ЗИС, - показывает Казаков на модель на верхней полке. - Как-то увидел ее в магазине, денег с собой не было. Попросил отложить, на следующий день первым делом не на работу, а за ней. Прихожу – а нет модели, говорят, девушка какая-то забрала. Расстроился очень, настроения никакого. А как раз накануне моего дня рождения дело было. И через несколько дней Ирина дарит мне эту модель, представляете?

Ответ на вопрос, для чего ему весь этот автопарк в квартире, Владимир Петрович знает точно.

- Хобби. Кто-то рисует, кто-то календари собирает, кто-то водку пьет. А у меня – машины. Иногда такое плохое настроение, а домой придешь, посмотришь на это, возьмешь в руки – и на душе легче. Это не игры. Не просто так – купил и поставил, а постоянно ищешь информацию о них, что-то новое узнаешь, развиваешься.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров