ВМФ заказал подлодку, «видящую» за 600 км
25 марта 2013, 11:49, ИА Амител
— По нашим
тактико-техническим требованиям лодка должна фиксировать наличие
объектов на расстоянии до 600 км, а на 100 км — точно определять тип
объекта, его скорость и направление и т.д.,— пояснил представитель ВМФ
знакомый с ситуацией.
По его словам, подводный аналог самолета дальнего радиолокационного
обнаружения (AWACS) официально называется "подводная лодка
гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки" (ГАД ОПО). В
отличие от самолета, она действует в пассивном режиме, то есть только
слушает гидрологическую обстановку, не излучая активных сигналов и
оставаясь невидимой для противника.
По его словам, сейчас
работы по формированию нового облика подводной лодки ведут несколько
научно-исследовательских институтов ВМФ, включая 1-й и 2-й ЦНИИ. По
плану, работы должны быть завершены к концу этого года, еще несколько
лет уйдет на разработку и утверждение проектов и строительство
лодки. Пока флот планирует принять в состав только одну такую субмарину.
— Изюминка проекта — это высокочувствительная гидроакустическая
станция (ГАС), способная обнаруживать объекты на значительных
расстояниях. На ее показания не должны влиять перепады температуры воды,
направление течений, биологические и сейсмические звуки, а также шум
самой лодки. При этом четкость полученного сигнала должна быть такой,
чтобы гарантировано опознать цель, — пояснил представитель ВМФ.
Он
добавил, что пока идет обсуждение, — оборудовать такой станцией уже
существующую лодку или специально построить для нее новую, поскольку
боевая лодка потребует значительных изменений в конструкцию. На
лодке-разведчице должна стоять не только носовая гидроакустическая
антенна, но и боковые комфортные (растянутые по бокам подводной лодки), а
также буксируемая (трос с закрепленными на нем гидрофонами),
расположенная в хвосте лодки и выпускаемая во время движения. Все эти
устройства должны поместиться в корпусе и не мешать друг другу.
На одном из предприятий, которое будет привлечено к строительству ГАД
ОПО, "Известиям" рассказали, что для ее создания используют задел
существующих лодок
— Сейчас на новейшей подводной лодке "Северодвинск" проекта "Ясень"
стоит отличная ГАС "Иртыш-Амфора" концерна "Океанприбор", не уступающая
мировым аналогам. Лучше ее пока в России ничего нет. Что-то возьмем от
нее, но в целом это будет полностью новая разработка, — рассказал
представитель промышленности.
В концерне "Океанприбор" от комментариев отказались.
Как рассказал "Известиям" контр-адмирал в отставке Владимир Захаров,
контролировать водное пространство намного проще с помощью стационарных
объектов. По его словам, в свое время американцы сделали ставку на
создание линии SOSUS (звуковая система обнаружения) в Атлантическом и Тихом океанах.
— Американцы сделали стационарные объекты, свели их в одну систему и
из единого центра контролируют почти весь Мировой океан. У нас же
военных баз по всему миру нет, поэтому разворачивать и обслуживать
сложные стационарные линии ГАС невозможно. А такую лодку можно
направлять в нужные районы и вести там гидроакустическую разведку, —
пояснил Захаров.
Независимый военный эксперт, автор книг по истории ВМФ Максим Токарев
пояснил "Известиям", что создание акустической спецлодки говорит о том,
что задачи ВМФ в ближайшие несколько лет будут пересмотрены.
— Лодка гидроакустического дозора имеет смысл для слежения за
американскими авианосными группами и стратегическими подводными лодками
во всех районах мирового океана. Но в нынешней Морской доктрине,
утвержденной до 2020 года, основная глобальная задача ВМФ России, помимо
защиты своих территориальных вод и стратегических ядерных сил, —
постоянное присутствие в Средиземном море и периодическое в Индийском
океане. А в этих регионах для таких подводных лодок просто нет целей, на
которые такие лодки могли бы навести ударные средства, — заявил
Токарев.
В то же время он подчеркнул, что даже если
практического значения такая лодка иметь не будет, полученные наработки
будут использованы при разработке лодок 5-го поколения.
Ожидается,
что строить акустическую субмарину будет "Севмаш", а в случае решения о
переоборудовании уже существующей лодки, работы передадут центру
судоремонта "Звездочка".
Комментарии 0