Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Депутаты предлагают запретить платное медицинское образование

, ИА "Амител"
доктора не купишь
Настоящим врачом нельзя стать за деньги, потому платное образование в медицинских вузах следует запретить. Таков общий смысл новой законодательной инициативы депутатов Госдумы, которая должна оказать положительное влияние на качество отечественного здравоохранения. Об этом пишет СП.

Автор законопроекта, либерал-демократ Валерий Селезнев с сожалением отмечает, что в 90-е годы резко упало качество подготовки медиков в стране. Как результат: пятое место в мире по количеству врачей на душу населения и 130-е — по эффективности медицинской системы.

По словам депутата, студентов-платников, которые не в силах сдать экзамены, держат исключительно из-за дополнительных поступлений в казну учебного заведения. А государство должно гарантировать качество подготовки специалиста, который будет отвечать за жизнь и здоровье населения.

"Это та сфера общественной жизни, которую нельзя отдавать в руки коммерческих структур", — убежден Селезнев. Он также считает, что с упразднением платных отделений исчезнет возможность покупки диплома врача.

"СП" предложила нескольким экспертам оценить депутатскую инициативу.

Президент Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Василий Власов считает, что платное образование развращает:

- У нас люди платят деньги за образование, и, казалось бы, они должны хорошо учиться. Но в действительности многие из них считают, что уже за все заплатили, и учиться не обязаны. Сложилась совершенно развратная система, причем это касается не только медицинского образования, но и любого другого. Кстати, напомню, что закон у нас запрещает получение заочного и вечернего образования по медицине. Почему запрещает? Потому что невозможно просто такие объемы информации получить заочно или в вечернее время. И я думаю, в этом смысле запрет коммерческого медицинского образования тоже вполне может быть оправдан. Но это все-таки полумера, если речь идет о повышении качества нашего здравоохранения. Это все равно как если бы вместо того, чтобы ребенка в хорошую школу отдать, его просто бьют, чтобы он хорошо учился. Менять надо систему…

По мнению профессора кафедры нормальной физиологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктора медицинских наук Олега Глазачева, запрет на платное медицинское образование вряд ли будет способствовать повышению качества подготовки врачей:

- Всегда надо подходить разумно к решению основных проблем. Думаю, и платное, может быть, и бесплатное. Другое дело, что контроль нужно наладить и на стадии приема абитуриентов, и на стадии обучения. У нас ведь какое мнение? Если человек идет на платное обучение, то он исходно бестолковый. Значит, с него можно брать деньги не только официально, но и неофициально, потом. А на самом деле, и на платном отделении, кстати, есть нормальные люди, которые просто не имеют возможности поступить на бесплатное обучение в связи с относительно низкими результатами ЕГЭ. Поскольку сейчас критерий – это ЕГЭ. Но он, как известно, не является объективным отражением подготовленности и знаний абитуриента. Поэтому, я думаю, платное образование – может иметь место, и медицинское, в том числе. Особенно, если мы говорим об иностранных гражданах, которые получают образование у нас в стране. Другое дело, что все упирается в систему контроля, в выполнение студентами учебных планов. Необходим тщательный контроль самого процесса обучения, независимо от формы обучения – платное оно, или бесплатное. И отношение студентов, конечно, надо менять. У них ведь тоже уже отношение такое сложилось: если я заплатил, меня пропустят дальше, не пропустят — еще заплачу. Это надо ломать. Ведь студент иногда выходит из вуза, ни к одному больному за все время обучения так ни разу и не подойдя. Какой из него врач будет?

"Совершенно не важно, на какой форме обучения находится студент: платной или бесплатной, — уверен, в свою очередь, врач-терапевт высшей категории Алексей Водовозов. — Опыт зарубежных стран показывает, что и на платной основе готовят очень хороших специалистов. Проблема лежит в другой плоскости. Она во всей структуре образования, начиная от школы, и, заканчивая, последипломным врачебным образованием. Она сейчас вся не отвечает современным требованиям, по крайней мере, на мой взгляд. И те попытки реформирования, которые сейчас проводятся, к сожалению, ни к какому ощутимому результату не приводят. Последипломное образование врачебное почти уничтожено, а так как врач должен учиться практически всю жизнь, это очень существенно влияет на качество специалистов в медицине.

Еще одна очень большая проблема – язык. Международный язык современной медицины (так сложилось) – английский. Основная масса самых авторитетных медицинских научных журналов выпускается именно на английском, а уровень владения этим языком все падает и падает, в том числе и среди врачей. Но если они не могут читать специальную литературу, то отрезают где-то 90% объективной и достоверной информации.

"СП": — На недавней конференции, посвященной как раз медицинскому образованию, ректор Первого МГМУ имени Сеченова Петр Глыбочко сказал, что "мы отстаем от развития профессионального образования европейских стран в среднем на 10 лет". Он не преувеличил?

- Нет, абсолютно точно.

"СП": — Но если есть, с кого брать пример, почему мы до сих пор не перенесли их опыт на нашу почву?

- Потому что универсальных рецептов не существует. Любая система должна адаптироваться к конкретным реалиям, которые существуют в той или иной стране. Нельзя просто взять и перенести. Это достаточно сложно, потом у нас есть все-таки и свои традиции не самой плохой медицинской школы. Все эти особенности нужно учитывать. Но, к сожалению, примерно десять лет мы топтались на месте в то время, как остальная наука и медицина, сделали огромный шаг вперед. Качественный скачок, скажем, произошел в той же молекулярной биологии. А наши студенты этим всем не владеют, они даже не знают, что это такое. Все осталось для них за кадром.

"СП": — Но сами студенты, наверное, здесь не виноваты. Многое ведь связано еще и с качеством преподавания…

- Это понятно. Я говорю, что такая система сложилась, что, к сожалению, студенты наши выпали, из международного движения медицинской науки. Так что абсолютно неважно, за деньги они учатся или нет. Понятно, когда в вузе коммерческая основа, то существует большая вероятность, что туда попадут люди, которые сдали тот же ЕГЭ на какие-то низкие баллы. Но, во-первых, даже на платное отделение не принимают всех подряд. Во-вторых, как показывает практика последних лет, те же сто баллов по ЕГЭ еще ничего ровным счетом не означают. Это не показатель.

Из досье "СП"

По данным социологического опроса выпускников 2012 года, одна из глобальных проблем, о которых говорят выпускники, — это низкий уровень владения практическими навыками будущей профессии. Только 20% респондентов оценили свою подготовку в медицинском вузе как хорошую, 45% — как удовлетворительную и 35% — как неудовлетворительную. Эти данные привел на состоявшейся в конце прошлой недели в Москве IV Общероссийской конференции "Медицинское образование 2013" ректор медицинской академии имени Сеченова Петр Глыбочко.

Наиболее тревожная статистика, подчеркнул он, появилась при оценке молодыми врачами полученных в вузе практических умений и навыков. Только 12% молодых специалистов посчитали их качество хорошим. Современные выпускники медицинских вузов, отметил Глыбочко, владея академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам, зачастую не способы оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского персонала.

Комментарии

10.04.2013 12:08
Буржуй

Депутаты - идиоты

10.04.2013 12:11
- гость -

Бред и параноя господи в какой мы жопе

10.04.2013 12:34
- гость -

Они ещё и деньги налогоплательщиков получают, для того чтобы так мыслить.

10.04.2013 12:58
преподаватель агму

У меня учатся студенты 6 курса. Я никогда не знаю - кто платник, а кто бесплатник. Я отношусь ко всем одинаково. Но могу сказать, что все поголовно не занимаются. Поэтому приходится читать микролекции. А уж отправлять их к пациентам, так вообще может случиться анекдот: дал на курацию студенту неходячего больного. Собрались, прошу доложить, а студент мне поясняет, что больного на месте нет. Или еще проще - возьмут историю болезни, перепишут а с больным не хотят работать. По моей статистике только каждый 10-й 12-й занимаются. А остальные в общем неплохие ребята, но заниматься не хотят, хотя с радостью и благодарностью слушают микролекции. Можно было бы ставить двойки, но ректорат это не приветствует. Вот так и читаешь микролекции и все довольны.

10.04.2013 13:43
- гость -

преподаватель агму
10 апреля 2013 г.
12:58 Да если бы только в Меде так, так везде, сначала не хотят учиться, потом работать, день прошёл и слава Богу, только материальные ценности на уме и тусовки, развлечения!!! Одно "но", неуч-медик в 1000 раз страшнее, чем неуч-экономист, последний на ошибках научится со временем, а вот медик... Одно не пойму зачем идут в мед те у кого нет желания учиться и быть классным специалистом??

10.04.2013 14:08
- гость -

Вы думаете на бюджетных местах учатся сплошь отличники? На платное идут, кто не поступил по конкурсу - не льготники-инвалиды-сироты-чернобыльцы. А отсев в дальнейшем для всех одинаков.

10.04.2013 14:18
- гость -

преподаватель агму
10 апреля 2013 г.
12:58 Это ужасно, что вы поведали, ведь на выходе диплом врача и чьи то судьбы. С другой стороны у них нет стимула. Плохо знаешь или хорошо, зарплата и место работы от этого не зависят.Предполагаю, что некоторые просто уйдут не по профессии. Государство должно давать стимулы молодежи, а оно на это не ориентировано, так бросает некоторые подачки, а больше опутывает все красивыми словесами. В СССР каждый выпускник имел жилищные преимущества и неплохую зарплату и выходил из вуза с максимальными знаниями, знал, что все зависит от него самого, а сейчас, хоть лоб разбей об ипотеку-вечный раб.

10.04.2013 15:12
гостья

Когда бездельников будут отчислять и не будут в связи с этим стращать педколлектив сокращением, отношение к учебе изменится. Вызвала участкового врача, пришла молоденькая выпускница АГМУ, в карте появился диагноз:"...целебральных сосудов..." , этот же термин и был произнесен.

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей