Алтайский оптико-лазерный центр создаст тепловизор для обнаружения спутников и метеоритов

10 апреля 2013, 11:35, ИА Амител

Минобороны заказало лазерную систему, которая будет обнаруживать спутники и метеориты в оптическом и инфракрасном диапазонах — то есть визуально и по тепловому излучению. Как рассказали "Известиям" в Минобороны, новая система должна дополнить уже существующий в Алтайском крае комплекс обнаружения спутников Алтайский оптико-лазерный центр им. Г.С. Титова (АОЛЦ).

По условиям тендера, который размещен на сайте госзакупок, работы, которые Минобороны оценивает в 1,3 млрд рублей, должны быть закончены к 2017 году. При этом эксперты ставят под сомнение возможность успешного обнаружения спутников и их сопровождение по инфракрасному излучению.

— Работы получили название "Стажер-2". Исполнитель будет определен на тендере до конца лета, но очевидно, что это будет научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" из Санкт-Петербурга, которая уже разработала и построила первую очередь Алтайского центра, — пояснил "Известиям" представитель Минобороны, знакомый с ситуацией.

По его словам, на базе Алтайского центра должна быть создана сложная система обнаружения космических объектов и искусственных спутников земли — в первую очередь военных зарубежных, местонахождение которых тщательно скрывается западными спецслужбами.

Всего система будет состоять из трех подсистем. Первая в мае 2010-го смонтирована и уже успешно функционирует, она получила название "Стажер-1". Работы по второй подсистеме — "Стажер-2" — уже начались.

— "Стажер-2" будет состоять из лазерного телескопа, а также тепловизионного комплекса. Он будет обнаруживать космические объекты на высоте от 150 до 36 тыс. км по отражающемуся от них солнечному излучению, а также по излучаемому теплу. Точность должна быть не менее 1 см. Система должна не только обнаруживать объекты в космосе, но и определять и отслеживать их траекторию, — пояснил офицер воздушно-космической обороны, участвующий в работах.

До 2017 года должна быть построена еще и третья подсистема, однако ее параметры пока засекречены. Проект "Стажер-2" Минобороны ведет совместно с Роскосмосом. Сейчас на Алтае уже построены здания, где будет размещаться оборудование, но монтаж его еще не начался.

Как рассказал "Известиям" директор Института космической политики Иван Моисеев,  формируемый на базе АОЛЦ комплекс будет выполнять те же функции, что и американский NORAD — объединенная система аэрокосмической обороны США и Канады, которая контролирует не только воздушное, но и космическое пространство над территорией Северной Америки. Также новый комплекс может использоваться и для борьбы со спутниками.

— Для успешного перехвата спутника либо его выведения из строя, нужно точно определить траекторию его движения. Лазерный центр с этим справится без проблем. Не совсем понятно, как в условиях космоса можно использовать обнаружение по инфракрасному излучению. Во всем мире такие системы пока только разрабатываются, а те, которые есть, не могут работать на таких высотах, как заявлено в требованиях к "Стажеру-2". В космосе много источников инфракрасного излучения, к примеру, те же звезды, которые создают очень сильные помехи для работы инфракрасных систем обнаружения, — пояснил Моисеев.

Алтайский оптико-лазерный центр им. Г.С. Титова был построен на горе Большая рядом с Колыванским озером в Змеиногорском районе Алтайского края в 2004 году. Передан в эксплуатацию Роскосмоса и Минобороны в 2010 году.