Если мама выпивает: женское пьянство на селе

30 апреля 2013, 13:53, ИА Амител

Оксана Пантелеева из газеты Усть-Пристанского района "Авангард" подготовила материал о женском пьянстве на селе. Она выяснила, что детей, оставшихся без попечения родителей в районе, - 65 (родители ограничены либо лишены родительских прав). Этот показатель связан, в основном, с пьянством матерей. Предлагаем ознакомиться с материалом коллеги.

Общественная нагрузка всегда – дело нелегкое. Казалось бы, люди, которые входят в состав советов женщин  это те, кто заслужил уважение односельчан своим авторитетом. Однако злобное "А тебе что, больше всех надо?" - по отношению к тем, кто бескорыстно пытается помочь людям – нередко единственная "благодарность" односельчан. Почему же люди так грубы и даже жестоки? Почему искреннее участие, помощь зачастую воспринимается негативно, раздражает окружающих? "Рисуется!", "Ишь, мать Тереза нашлась!", "Плюсики"  зарабатывает" - да, нередко именно так "хвалят" общественных людей земляки.

Нина Прокопьевна Бородина в совете женщин при администрации Вяткинского сельсовета – уже 20 лет. Одна из основных задач, которую ставит перед собой женсовет – борьба с пьянством …односельчанок.

"Не могу выносить, когда женщины пьют, - говорит Нина Прокопьевна, - особенно, когда у них дети маленькие, а таких у нас в селе немало". Заместитель Нины Прокопьевны  в совете женщин, воспитатель детского сада "Тополек" Светлана Алексеевна Казарцева, рассказала, что порой некоторые мамочки приходят за своими детьми в нетрезвом виде. "Я просто не имею права отдать им ребенка, - говорит воспитатель, - начинаю звонить  папе, бабушке. А иначе – нельзя".

Эта беда приобретает масштабы катастрофы. В селах женщины в большинстве не работают, управившись с домашним хозяйством, позволяют себе расслабиться. Повод всегда найдется: "с устатку", подружка в гости зашла…Незаметно формируется привычка.

Но, что могут в этой ситуации сделать несколько неравнодушных женщин?

У одной из молодых жительниц села из-за тяги к спиртному едва не пришлось забрать ребенка. Нина Прокопьевна Бородина – свидетель ситуации. Так вот теперь, когда эта женщина встречает председателя совета женщин на улице,  сама ей говорит: "Как увижу Вас,  вспомню обо всем - так сразу желание выпить пропадает…". Мелочь – но, хотя бы маленький, эффект все же есть. Может быть, именно в этот день она сделала хоть крохотный, но все же шажок -  назад  от пропасти.

Инспектор по опеке и попечительству комитета по образованию Администрации С.В. Каширских:

- На 01.04.2013 года в Усть-Пристанском районе 23 семьи находятся в социально-опасном положении, в них воспитывается 42 ребенка.

Детей, оставшихся без попечения родителей, - 65 (родители ограничены либо лишены родительских прав). Этот показатель связан, в основном, с пьянством матерей. К сожалению, женский алкоголизм - уже частое явление, особенно в сельской местности. Причины - отсутствие  в селе работы, алкоголизация общества в целом.

Всеми субъектами профилактики  ведется работа по раннему выявлению социального сиротства и факторов социального неблагополучия семей. Комиссия по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел,  Управление социальной защиты населения, детская консультация, территориальный центр социальной помощи семье и детям, школы - каждый субъект обладает своими полномочиями и методикой работы с такими семьями, важную роль здесь играют  сельсоветы и общественные организации.

Их деятельность  заключается в посещении квартир с составлением актов обследования,  проведении профилактических бесед, оказании помощи в лечении от алкоголизма, психологической помощи, приглашения родителей на заседания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогических советов школ, женсоветов, советов ветеранов.

Как показывает практика, родители начинают ценить своего ребенка, когда органы принудительно забирают его из семьи. Наверное, здесь срабатывает принцип: "ценим то, что теряем". В своей работе мы используем метод добровольного направления родителями детей в социальные приюты, для того, чтобы они могли пересмотреть  свое поведение и пролечиться  от  алкогольной зависимости. Этот метод наиболее эффективен. Лично я считаю, что принудительное лечение от алкоголизма или наркомании в сегодняшнее время актуально, а зачастую, необходимо.

Если положительных результатов нет, приходится прибегать к крайним мерам: ограничение или лишение родительских прав.

И.о. обязанности  районного педиатра Л.И. Лукьянова:

- Когда мы устанавливаем факт пьянства матери, семья ставится на учет, как социально-опасная. Что происходит дальше? Зависит не сколько от нас, субъектов профилактики, сколько от самой родительницы. Расскажу недавний случай.

Жительница одного из сел регулярно выпивала, ее ребенку не исполнилось еще и года, в доме постоянно собирались компании, малыш оставался без присмотра. Мы вынуждены были изъять ребенка и направить его в одно из отделений больницы.

Каковы были действия молодой женщины? Будучи нетрезвой, когда изымали ребенка, она буквально кидалась на нас, не отдавала его.

На следующий день, проспавшись, она приехала в райцентр, и все два или три месяца, пока ребенок был в больнице, находилась рядом с ним. Она прошла лечение у врача – нарколога. Осознав все произошедшее, заставила себя поменяться. Ее не стали ограничивать в правах, поскольку она встала на путь исправления.

А ведь есть такие матери, которые только через неделю после отобрания ребенка замечают его отсутствие. Или такие, которые говорят: "Всех не отберете" и продолжают жить, как жили. Мы можем ведь только то, что дозволяют рамки законности. Контролируем, направляем…

Конечно, проблема женского алкоголизма разрастается. Действует все вместе: и безработица, и наследственность, а чаще всего – просто лень женщины что-то сделать со своей жизнью.

Зав. отделением отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КГБУСО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Усть-Пристанского района" О.Н. Миллер:

 - Мы участвуем в решении этой проблемы посредством вовлечения матерей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в клубные формы работы, организованные именно для этой категории, пытаемся организовать досуг подростков. С мамами, не исполняющими родительские обязанности, отрицательно влияющими на детей, проводится индивидуальная работа: беседуем, проводим диагностические мероприятия, пытаемся помочь в каждой конкретной ситуации.

Специалист по социальной работе Управления по социальной защите населения О.С. Уварова:

- Самое действенное, что Управление может сделать для таких женщин и их детей, – в случае необходимости выделить материальную помощь на лечение от алкоголизма.

На эту тему рассуждают жительницы Усть-Пристани:

Галина, медицинский работник:

- Ужасно, когда наблюдаешь такую картину: стоят возле роддома беременные молодые женщины, курят, вульгарно ведут себя. Наверняка, дома у себя крепко выпивают: по лицам видно. Подхожу, говорю: "Девочки, а вы думаете о том, какие у вас родятся дети?". А одна из них мне в ответ: "Подумаешь, моя мать и пила, и курила, я же нормальная!". Нормальная ли? Жалко будущих детей таких мам, а с другой стороны, чего от нее ждать, если она выросла с такой матерью?

Елена, педагог:

- Бывает, не пришел ребенок такой горе-матери в школу – сразу после уроков идем  к нему домой. Так только и можно застать мать в нетрезвом состоянии. А если на родительском собрании или в личной беседе спрашиваешь у нее: "Скажите честно, Вы выпиваете?", будет отрицать. Однажды приходим вместе с председателем родительского комитета домой к ученику, а там человек восемь нетрезвых мужчин, и несколько женщин. Причем все очень молоды, но выглядят просто жутко. И рядом с ними – мой первоклассник... О каких тут уроках может идти речь? Да мать уже просто о том, что он существует, уже забыла.

Наталья, педагог:

- У меня в классе  есть девочка, мама и отчим которой выпивают. Как-то зимой она неделю не ходила на занятия. Это был период, когда многие дети болели, поэтому я выжидала время. Когда пошла вторая неделя, отправилась на поиски ребенка и ее мамы. Прихожу. В доме одна комната, беспорядок кошмарный, посреди комнаты – табурет, на нем тарелка с ухой и арсенал бутылок. Мама, правда, уже "выходила" из этого состояния. Надо было видеть саму девочку. "Она не виновата, это Николай Иваныч (отчим) ее споил!" - кричит ребенок. Я спрашиваю: "Оля, ты ела сегодня?". Она отвечает: "Да, мама мне сварила уху, курицу, пожарила яичницу…". Удивительно, как отчаянно такие дети защищают своих матерей! Обделенные заботой, лаской, они не позволят никому и слова обидного сказать в адрес своей мамы! И когда вот это видишь, думаешь: "Господи, да как же не совестно тебе, женщина, перед собственным ребенком!". А ведь потом эта любовь, вероятнее всего, перерастет в такую же горячую ненависть…

Евгения, трудится в социальной сфере:

- В классе, где учится моя дочь, есть ребенок, мама которого пьет. Мальчик резко отличается от других детей: неопрятен, учится плохо, худенький, а однажды заснул прямо на уроке. Дети его "травят". Дочь однажды рассказала, что все бросали  по очереди в него грязную тряпку и обзывались обидными словами. Я возмутилась и спросила ее "И ты тоже?". "И я" - ответила она. "В следующий раз нужно прекратить это безобразие и отказаться принимать в нем участие! – сказала я дочери. И тогда ее глаза наполнились слезами и она ответила: "Мама, но тогда тряпкой кинут и в меня!". И у меня больше не было слов. Я, честно, не знаю, как себя вести по отношению к данной ситуации. Но подойти и поговорить к матери этого мальчика, попробовать воззвать к ее совести я почему-то тоже не могу. Какое право я имею судить? Поэтому единственное, что посоветовала моей дочке – стараться избегать таких ситуаций. Может быть, это малодушно, но брать на себя решение проблемы ребенка, мать которого променяла его на бутылку, не хочу и не буду.

Татьяна, педагог:

-  Вот Вы говорите, можно  как-то пытаться разбудить совесть в таких мамах. В школах создаются советы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Как-то вызываем мы одну маму, не занимающуюся воспитанием сына, на очередное заседание, пытаемся на нее воздействовать: "Объясните, почему у вашего мальчика черные брюки зашиты белыми нитками? Ведь ему перед одноклассниками стыдно". "Да?- спрашивает. – А я и не заметила, наверное, черных ниток в доме нет". А в глазах у нее – пустота. Какие там нитки? У нее мысли об одном – где бы что-нибудь найти, чтобы выпить. Она совесть свою пропила давно, о чем Вы говорите!

В этом разговоре приняли участие самые неравнодушные: представители совета женщин, педагоги, наконец, специалисты, для которых  решение проблемы "пьющая мать – страдающий ребенок"  - профессиональная обязанность. Но никто из них так и не смог дать уверенного ответа,  что делать в этой ситуации и как реально можно ее изменить. По большому счету, все, конечно, зависит от самой женщины. Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет  для кого-то своевременным поводом одуматься и сделать тот самый шаг назад.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров