Американские Dragon вытесняют «Прогрессы» с МКС

21 мая 2013, 09:28, ИА Амител

Американские Dragon вытесняют Головное российское предприятие по пилотируемой космонавтике — РКК "Энергия" сообщила о сокращении спроса на транспортные космические корабли "Прогресс" вследствие успешного начала эксплуатации коммерческих кораблей Dragon для грузового снабжения Международной космической станции.  Об этом пишут Известия.

"С октября 2012 года NASA может самостоятельно выполнять грузовые перевозки и возвращать грузы с МКС с помощью грузового космического корабля Dragon компании SpaceX. В связи с этим спрос на грузовые корабли "Прогресс" на международном рынке существенно сократился", — говорится в отчете "Энергии" за I квартал этого года.

По словам президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты, речь идет о сокращении заказа "Прогрессов" на треть.

— После завершения программы Space Shuttle по соглашению с партнерами по МКС производство космических кораблей расширено до четырех пилотируемых "Союзов" в год и шести грузовых "Прогрессов". Сейчас заказ уменьшился до пяти "Прогрессов" в год, затем планируется снижение до четырех, — сказал он.

Глава РКК "Энергия" не смог конкретизировать стоимость "Прогресса" — по его данным, трудоемкость изготовления одного такого корабля лежит в пределах до 400 тыс. нормо-часов. По словам знакомого с ситуацией источника в Роскосмосе, сейчас "экспортная" цена "Прогресса" около $60 млн. Эта сумма учитывается в качестве вклада РФ в снабжение МКС, однако РКК "Энергия" получает меньшую сумму.

Кроме корабля Dragon, построенного частной компанией SpaceX, конкуренцию российским грузовикам в ближайшее время должен составить корабль Cygnus от компании Orbital Sciences Corporation. Его демонстрационный полет запланирован на ближайшие недели. Cygnus был создан по контракту с NASA в рамках той же программы "Коммерческая орбитальная транспортировка" (COTS), что и Dragon.

В плане пилотируемых кораблей Россия в лице РКК "Энергия" пока сохраняет монополию — до 2017 года к МКС люди будут добираться только кораблями "Союз". Что будет дальше — сейчас сказать сложно. NASA прогнозирует появление американских альтернатив "Союзам" в 2017 году со следующей оговоркой: если будут удовлетворены бюджетные запросы агентства. Запросы эти удовлетворяются не всегда, что уже послужило переносу  срока ввода в эксплуатацию корабля Orion. Но в РКК "Энергия" предполагают, что монополия России в пилотируемых кораблях разрушится, как и в случае с грузовиками. 

"Весьма успешные полеты Dragon открыли новую страницу в пилотируемой космонавтике, и NASA возлагает на этот корабль большие надежды. По контракту между NASA и SpaceX на $1,6 млрд планируется, что эти космические корабли будут перевозить груз, а после 2017 года и доставлять астронавтов к МКС. В этом случае Россия и РКК "Энергия" потеряют монополию на пилотируемые полеты", — говорится в отчете "Энергии".

3 августа прошлого года NASA подписало соглашения с тремя компаниями о продолжении разработок по программе Commercial Crew Integrated Capability (CCiCAP), в рамках которой финансируются работы по созданию новых пилотируемых кораблей. Boeing получил $460 млн, SpaceX — $440 млн, Sierra Nevada Corporation — $212,5 млн.

SpaceX обещает создать и сертифицировать пилотируемую модификацию корабля Dragon уже в 2017 году. Если у компании что-то не сложится и сроки сдвинутся, то уже на 2018 год намечено начало программы полетов к МКС корабля CST-100, создаваемого Boeing. Начало эксплуатации нового российского пилотируемого корабля (ПТК) при этом намечено на 2020 год.

Директор по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково" Дмитрий Пайсон полагает разрушение монополии РКК "Энергия" процессом естественным.

— В случае с количеством выпускаемых "Прогрессов" не совсем корректно говорить о влиянии рынка на бизнес компании. Для РКК "Энергия" это лишь величина госзаказа, его сумма варьируется в зависимости от обязательств Роскосмоса перед NASA. В "Энергии", насколько можно судить, к этому готовы, поэтому и диверсифицируют портфель заказов, — считает Пайсон.

По словам Виталия Лопоты, освободившиеся из-за изменения заказа на "Прогрессы" ресурсы будут задействованы для создания научно-энергетического модуля для МКС (НЭМ-1) и ПТК (проект пилотируемого транспортного корабля нового поколения). Контракт на создание НЭМ-1 объемом более 15 млрд рублей "Энергия" выиграла осенью прошлого года. Стоимость создания комплекса ПТК (кроме самого корабля включает в себя ракетный блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок и целый комплекс наземных средств) оценивается экспертами РКК "Энергия" в 160 млрд рублей в ценах 2012 года.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров