Пьяных заставят платить за скорую помощь

29 мая 2013, 08:37, ИА Амител

В столичной мэрии обсуждается идея сделать платными вызовы бригады врачей по "03" для людей, которые хотят снять похмелье с помощью "скорой". Об этом "Известиям " рассказал заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников. По данным независимого профсоюза работников "скорой", который поддерживает идею, каждая подстанция около двух раз в день отправляет бригады к пьющим, которые вызывают медиков, "потому что им плохо". 

По словам Леонида Печатникова, каким может быть механизм взыскания денег с пьяных, которые обращаются в "скорую", пока не решено.

— Идея здравая, но нужно понять, как администрировать этот процесс, — сказал вице-мэр. — Я бы не хотел, чтобы сотрудники "скорой", приехав к нетрезвому человеку, сразу предъявляли ему счет. 

Как рассказал председатель независимого профсоюза работников скорой помощи Дмитрий Беляков, сейчас каждая подстанция в среднем два раза в день выезжает к людям, которые находятся в запое. 

— Как правило, это люди, которые уже не первый день пьют, — пояснил эксперт. — Диспетчеру, который принимает вызов по телефону, они могут сказать что угодно — например, что у них сердечный приступ. Когда приезжает бригада, оказывается, что у пациента "болит душа" или у него где-то "кольнуло". Часто они просят "сделать укольчик, чтобы спокойно поспать". 

По словам Дмитрия Белякова, снятие алкогольного опьянения и похмелья не входит в перечень услуг, которые оплачиваются по ОМС, поэтому сотрудники "скорой", которых просят это сделать, должны развернуться и уехать. Но на практике, как отметил эксперт, пациент нередко добивается своего: "фельдшер может сделать ему укол, чтобы тот отстал и больше не звонил в "скорую", или просто пожалеть".

— После этого "скорая" с бешеной скоростью должна мчаться к другому пациенту, потому что тот уже давно ждет, — говорит Беляков. — Теряются не только деньги, но и время — как работников скорой помощи, так и других пациентов, которые могут умереть. Профильных вызовов, когда человеку действительно экстренно необходима медицинская помощь, у "скорой" только 20%. Остальные — самые разные: лежачий больной просит ему форточку открыть, бабушка — давление померить. Сейчас, например, наша бригада отвезла в больницу человека, у которого болит нога. Оказалось, он приехал туда уже в четвертый раз за последние дни: он не хочет госпитализироваться и вызывает "скорую", когда ему нужна перевязка. 

Дмитрий Беляков считает необходимым сделать платными вызовы не только для людей, которые находятся в состоянии опьянения, но и для ряда других категорий пациентов, заставляющих "скорую" выполнять не ее работу. Всего в Москве 57 подстанций, а себестоимость одного выезда бригады составляет 4–6 тыс. рублей. Таким образом, если заставить заплатить за вызовы "03" всех алкоголиков, город смог бы получать около 600 тыс. рублей ежедневно. По словам Дмитрия Белякова, фельдшеры и врачи могли бы делать в картах вызова пометки о том, что пациент пьян или что он намеренно соврал диспетчеру.

— Сотрудники "скорой" могут на месте оценить обстановку и принять решение, — говорит эксперт. — Потом эту бумажку можно направить страховым компаниям, которые будут требовать у пациента деньги. 

Как рассказали "Известиям" в одной из страховых компаний, входящих в столичную систему ОМС, с начала года городская "скорая" не выставила ей ни одного счета.

— Пока "скорая" работает в ОМС в пилотном режиме и, очевидно, использует деньги бюджета, — пояснили в компании. — Когда счет к нам придет, наши сотрудники будут проводить анализ вызовов. 

По словам советника Института современного развития Никиты Масленникова, страховые компании имеют возможность выяснить степень платежеспособности пациента, заглянув в базу данных его страховых историй. 

— Если сотрудники компании видят, что у человека оформлено каско на Mercedes, и при этом он несколько раз вызывал "скорую", чтобы снять похмелье, они решат, что имеет смысл им заниматься, — отметил эксперт. — А если это житель коммуналки, не выходящий из запоя по три месяца, на него махнут рукой.

Пока, как отметил Масленников, такие базы данных есть только у крупных игроков рынка. По его мнению, заставить платить людей за непрофильные вызовы "скорой" логично, поскольку "потраченное сотрудниками "скорой" время могло стоить кому-то жизни или значительного ухудшения здоровья". При этом эксперт считает, что ответственность за такие вызовы можно было бы прописать в законе.

— Сотрудники "скорой" оперативно бы информировали полицию о том, что приехали на непрофильный вызов, и дальше полиция выписывала бы ему штраф.

Президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский отметил, что платные услуги "скорой" — барьер к оказанию медицинской помощи. 

— Та служба, которая начинает работать за деньги, как правило, стремится заработать как можно больше и увеличивать количество платных услуг, — говорит эксперт. — Можно дойти до того, что практически любой пациент, а не только алкоголик, будет виноват в том, что плохо себя чувствует: он вел неправильный образ жизни, не следил за здоровьем. 

По словам Саверского, понять, намеренно или нечаянно пациент дезинформировал диспетчера, может быть очень непросто: человек мог испугаться и думать, что его здоровью грозит гораздо большая опасность, чем в действительности. При этом, как отметил эксперт, москвичи, которые намеренно дезинформируют диспетчеров "скорой", могут делать это из-за вполне обоснованных опасений. В частности, нередко пожилым людям приходится занижать свой возраст, потому что они боятся, что иначе к ним никто не приедет или врач не отнесется с вниманием к их проблемам.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров