Барнаульский предприниматель рассказал, как возникла идея производить автобусы в нашем городе

03 июня 2013, 15:55, ИА Амител

Барнаульские автобусы Портал doc22.ru написал о том, как в Барнауле пришли к теме выпуска автобусов. ИА "Амител" уже неоднократно упоминало о проекте ООО "ХОРС-А". Предлагаем читателям ознакомиться с подробным материалом о производстве автобусов.

Инициаторы проекта выпуска в Алтайском крае городского, пригородного и школьного автобусов рассчитывают, что их партнерами может стать один из флагманов российского автопрома группа компаний Sollers. Впрочем, начинался  алтайский проект довольно банально – с продажи китайских автобусов.

Импорт потребовал сертификации ввозимого в Россию автотранспорта. Барнаульские автоторговцы столкнулись с тем, что китайские автобусы не подходят под многие требования российских стандартов. Например, по эргономике, по двигателям, тормозным системам, климатике.

- У нас была организована группа конструкторов, которые занялись доделкой и доработкой с последующей  сертификацией этих автобусов, - рассказывает коммерческий директор ООО "ХОРС-А" Иннокентий Веронский. -  Сертификационные образцы дорабатывали своими силами, а тестировали модернизированную технику на Дмитровском полигоне. А после этого производители учитывали наши запросы и доводили свои автобусы на своих заводах в Китае. Причем только конструктивных изменений было внесено более шестисот.  Они касались и салона, и требований безопасности, и двигателя, и осветительных приборов.

Всего таким образом было продано более тысячи автобусов как в Алтайском крае, так и в сибирском регионе. И даже на Северном Кавказе, В Москве и в регионах Черноморского побережья.  Но большую часть, конечно, на Алтае.

А вскоре у председателя Совета директоров ООО "ХОРС-А" Андрея Сартакова после того, как количество замечаний и предложений к китайским автобусам перешло в качество,  и возникла идея производить автобусы в Алтайском крае, с участием отечественного автопрома.

КИТАЙСКО-НИЖЕГОРОДСКИЙ МИКС, ИЛИ ТЕЛУШКА И ПОЛУШКА

Началось со сколь амбициозной, столь и масштабной инициативы -  создать самим конструкцию автобуса. Обратились за помощью к китайской стороне. Они по требованиям россиян изготовили специализированное шасси – раму  с мостами и двигателем. А на нее специалисты "ХОРС-А" сами изготовили каркас, кузов, внешнюю облицовку. Потом обратились к коллегам из отечественного автопрома.

Нижегородские дизайнеры и технические  специалисты группы ГАЗ и группы "Соллерс"  разработали для новоиспеченных алтайских автостроителей  дизайн автобуса, помогли с изготовлением больших матриц для облицовки его кузова.

- Тогда наш автобус был на отечественном рынке одним из первых, где использовалась стеклопластиковая обшивка. Сегодня, конечно, появились и другие. Хотя идея производства кузова из стеклопластика стара как мир, однако мы - первые, кто эту идею решил воплотить в жизнь в виде промышленного производства, - пояснил Иннокентий Веронский.

Следующим шагом стало решение постепенно сократить долю поставок из Китая. Если раньше покупали там шасси с двигателем, то теперь раму стали изготавливать своими силами, на алтайских заводах и предприятиях – заводе мехпрессов, ООО "Сиблазер".

На смену двигателям Cummings китайского производства пришли отечественные бензиновые  моторы  Заволжского моторного завода (ЗМЗ), который наряду с УАЗ входит в ГК "Соллерс".  Двигатели ЗМЗ достаточно экономичны и экологичны, легко переводится на газ, а это сегодня очень актуально. Пока барнаульцы очень довольны своим сотрудничеством с ЗМЗ, у которого весьма неплохие перспективы. Не исключено, что взаимодействие будет продолжено в формате организации на Алтае совместного производства.  

В итоге сегодня доля китайского оборудования на алтайском автобусе снижена до минимума. Китайцы комплектуют алтайские автобусы только литьевыми изделиями (мостами). Да еще сегодня в алтайском автобусе импортные - китайские фары. Кстати, из-за этого автобус часто принимают за китайский, что немного раздражает алтайских конструкторов.

Между тем, по словам генерального директора ООО "ХОРС-А" Владислава Свещинского,  алтайские инженеры не исключают вероятности того, что и мосты будут производиться в России. Так что, специалисты "Хорс-А" стремятся к 100-процентной локализации  производства агрегатов, узлов и комплектующих автобуса в России, постепенному импортозамещению. Оно и понятно. Как говорят, за морем телушка – полушка, да перевоз дорог.

СЕРТИФИКАЦИЯ: ШПАРГАЛКИ НЕ ПОМОГУТ

Изготовив первый городской автобус, его сертифицировали. Затем таким же путем был выпушен и сертифицирован автобус класса "пригород". Сертификация, надо отметить, дело дорогое и довольно сложное. Это как сдача больших государственных экзаменов, которые по шпаргалкам не сдашь.

Сертификация производилась на полигоне НАМИ в Подмосковье, под Дмитровом. Длилась она несколько месяцев. Затем, при сертификация автобуса класса "пригород", было попроще. Теперь барнаульцы надеются, что со школьным автобусом проблем будет существенно меньше.

На смену двигателям Cummings китайского производства пришли отечественные бензиновые  моторы  Заволжского моторного завода (ЗМЗ), который наряду с УАЗ входит в ГК "Соллерс".  Двигатели ЗМЗ достаточно экономичны и экологичны, легко переводится на газ, а это сегодня очень актуально. Пока барнаульцы очень довольны своим сотрудничеством с ЗМЗ, у которого весьма неплохие перспективы. Не исключено, что взаимодействие будет продолжено в формате организации на Алтае совместного производства.  

В итоге сегодня доля китайского оборудования на алтайском автобусе снижена до минимума. Китайцы комплектуют алтайские автобусы только литьевыми изделиями (мостами). Да еще сегодня в алтайском автобусе импортные - китайские фары. Кстати, из-за этого автобус часто принимают за китайский, что немного раздражает алтайских конструкторов.

Между тем, по словам генерального директора ООО "ХОРС-А" Владислава Свещинского,  алтайские инженеры не исключают вероятности того, что и мосты будут производиться в России. Так что, специалисты "Хорс-А" стремятся к 100-процентной локализации  производства агрегатов, узлов и комплектующих автобуса в России, постепенному импортозамещению. Оно и понятно. Как говорят, за морем телушка – полушка, да перевоз дорог.

СЕРТИФИКАЦИЯ: ШПАРГАЛКИ НЕ ПОМОГУТ

Изготовив первый городской автобус, его сертифицировали. Затем таким же путем был выпушен и сертифицирован автобус класса "пригород". Сертификация, надо отметить, дело дорогое и довольно сложное. Это как сдача больших государственных экзаменов, которые по шпаргалкам не сдашь.

Сертификация производилась на полигоне НАМИ в Подмосковье, под Дмитровом. Длилась она несколько месяцев. Затем, при сертификация автобуса класса "пригород", было попроще. Теперь барнаульцы надеются, что со школьным автобусом проблем будет существенно меньше.

Кстати, о цене. Цена автобуса зависит от комплектации двигателем: если он бензиновый, то стоит автобус дешевле, если дизельный – то дороже. Коридор цен - от 1, 350 млн. до 1, 650 млн. рублей. Ближайшие конкурент по цене – ПАЗ. Госзаказчик, который в основном и покупает автобусы ПАЗ в качестве школьных автобусов, руководствуется как раз соображением цены. Появляются и другие образцы  (например, "Волжанин"), он они чуть подороже, что сказывается на его востребованности в качестве бюджетного автобуса.

С ВЫСОКОГО СТАРТА, БЕЗ ТЕЛЕФОНОВ ИЗ ГЖЕЛИ….

А пока чиновники и автоперевозчики думают, новоиспеченный алтайский автопром берет, что называется, с места в карьер.

- Только в декабре изготовление наших автобусов получило легитимные основания. За это время наше производство изготовило мелкие партии автобусов. Сегодня, подготовив наше производство, мы хотим выйти на изготовление мелких серий, от пяти и выше автобусов в месяц. Это наша задача-минимум. Планируем в конце концов до конца года изготовить несколько десятков автобусов, более пятидесяти, - отметила исполнительный                директор ООО "ХОРС-А" Светлана Петрова.  - Мы маленькая, но гордая фирма. У нас нет телефонов из гжели. Стараемся всячески снижать издержки.  Наш автобус безусловно относится к эконом-классу, он недорогой. К слову, дорогих автобусов на рынке достаточно.  А для автоперевозчиков, чей бизнес характеризуется невысокой рентабельностью, стоимость имеет зачастую решающее значение. Рано или поздно, в условиях интенсивной эксплуатации, все автобусы – и дорогие, и дешевые - сломаются…

В общем алтайские автопроизводители весьма реалистично, хотя и несколько философски,  оценивают  перспективы рынка. Уже сегодня ООО "ХОРС-А" формирует портфель заказов, ведет переговоры с потенциальными покупателями. Алтайскими автобусами интересуются автоперевозчики, причем, хотелось бы подчеркнуть, не только из Алтайского края. А ведь помимо производственной базы надо иметь сервисную и ремонтную службы, которые и создавали последние месяцы. Буквально на днях "ХОРС-А" получило сертификат на техническое и сервисное обслуживание. А уже сегодня расширяется производство, осуществляется  набор сотрудников, персонала рабочих специальностей.

А тут недавно председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости масштабного перехода на газомоторную технику, перевода общественного транспорта на газовое топливо.  Получается, что  у алтайских автобусов, предусмотрительно комплектующихся карбюраторным двигателем, легко приспосабливаемым под газовое топливо, появляются дополнительные перспективы и конкурентные преимущества на рынке.

Ну и, конечно же, появление нового предприятия в реальном секторе экономики края даст и существенный мультипликативный эффект. Это и дополнительные доходы бюджета, и новые рабочие места, и имидж Алтайского края.

Фото с сайта doc22.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров