Из Камня-на-Оби уезжают врачи

01 июля 2013, 16:07, ИА Амител

Из Камня-на-Оби уезжают врачи: почему медики не задерживаются в этом алтайском городе выясняла корреспондент "Каменских известий " Марина Литвиненко. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с ее статьей.

Из Камня уезжают врачи.

Этот процесс, увы, для Камня стал в последнее время закономерностью, а кадровый вопрос остро стоит не только перед центральной районной больницей, но и перед администрацией города. Задача руководства—привлечь специалистов. Но как это сделать? Удержать бы оставшихся. Пациенты недовольны качеством медицинского обслуживания, а докторов, кроме преданности своему делу, в нашем городе ничего не держит.

ВРАЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Ольга Тосс, заместитель главного врача по экспертизе и качеству Каменской ЦРБ, мама двоих детей Костика и Маргариты, вот уже несколько месяцев, что называется, сидит на чемоданах. Глава семейства, врач-травматолог Алексей Забродин, ждет на крайнем севере приезда самых близких ему людей. Здесь у молодой семьи теперь будет все: любимая работа, достойная зарплата, жилье.

—В июле я ухожу в отпуск с последующим увольнением,—говорит Ольга.—И, наконец, мы снова вместе.

Пять лет назад молодые специалисты Алексей и Ольга после окончания Алтайского медицинского университета приехали в наш город по приглашению главного врача Каменской ЦРБ (тогда еще Сергея Насонова). Врачам предоставили обещанную жилплощадь, нагрузили работой по полной. Все бы хорошо, но вот зарплата… По мнению врачей, ее размеры не отвечают предъявляемым требованиям и нагрузке.

—Ставка начинающего специалиста с высшим медицинским образованием в нашем городе четыре тысячи рублей,—пояснил заместитель главного врача по поликлинической деятельности Сергей Широков. В медицине он четверть века, и когда-то тоже был молодым специалистом-кардиологом.—В 1988 году начинал работать в Бийске в стационаре, потом в амбулатории.

С нашего выпуска туда трудоустроились еще 33 человека. Каждому выделили по комнате, а через год обеспечили постоянной жилплощадью. На зарплату начинающего врача в восьмидесятые годы можно было приобрести холодильник, а сейчас?..

Только в поликлинике не хватает половины специалистов, а по всей ЦРБ и того больше: неврологов, пульмонологов, терапевтов, травматологов, хирургов, эндокринологов. Среди работающих много пенсионеров. Нагрузка двадцати врачей распределена на восемь.

—Федеральная программа "Земский доктор", рассчитанная на привлечение врачей для работы в сельской местности, еще более усугубила положение с кадрами в малых городах,—считает Сергей Петрович.—Молодым специалистам-медикам государство выделяет миллион рублей на приобретение жилья в селе. Кроме того, у сельских докторов есть определенные льготы, участок обслуживания и количество больных не столь велики, как в городе, нагрузка меньше, а зарплата та же. До города и благ цивилизации зачастую рукой подать. Некоторые из каменских молодых докторов уже перебрались в близлежащие села и не жалеют об этом.

КВАРТИРНЫЙ ОТВЕТ

Впрочем, город может потерять еще больше десятка врачей, если не решится вопрос с семьями, проживающими в пресловутом "доме с оленем".

Именно там в разные годы после завершения его строительства врачи Каменской ЦРБ получили квартиры, в которых, по их словам, живут сейчас на птичьих правах. Давняя история о многомиллионном долге прежней администрации "Российским железным дорогам" местным докторам знакома не понаслышке. Ведь это их квартирами руководство города обещало вернуть обещанное. Но как же люди? Конечно, из любой ситуации всегда найдется выход. Поиском его, по словам заместителя главы администрации города Валерия Филиппова, в городе сейчас и занимаются. Только вот у многих времени на ожидание уже не осталось.

—Программа "Земский доктор" рассчитана на специалистов в возрасте до 35 лет,—говорят они.—Некоторые из нас уже подошли к этому рубежу.

Следуя опыту коллег, покинувших Камень и районную больницу, врачи не сомневаются: без работы они не останутся, а вот без жилья—вполне возможно, если продолжать сидеть на одном месте и ждать у моря погоды. При этом все понимают: если сегодня они уедут, завтра в больнице некому будет оказать даже экстренную помощь.

—В один миг в городе и районе закончатся хирургия, гинекология, реанимация,—подтвердил главный врач Каменской ЦРБ Константин Федорюк, но от комментариев на сей счет воздержался, ведь его семья тоже в числе заложников этой нелепой ситуации.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

А что же пациенты, которые из-за кадрового дефицита в больнице вынуждены простаивать нескончаемые очереди у кабинетов и окошечка в регистратуру, ждать талонов на бесплатные обследования? Кто-то относится к ситуации с пониманием, а кто-то яро высказывает недовольство уровнем медицины в нашем городе и качеством обслуживания. Злободневные темы обсуждаются не только на остановках и в очередях, но и с Президентом России. Так, после обращения в больницу беременная женщина написала письмо в Москву, в котором попросила Путина посодействовать в приобретении аппарата ультразвуковой диагностики для Камня-на-Оби. Якобы в городе с численностью населения 42 тысячи человек нет ни одного функционирующего аппарата УЗИ, а чтобы пройти обследование, необходимо самим ехать в край или ждать, пока приедут специалисты из Барнаула. Глава государства лично разбираться не стал, поручив это Министерству здравоохранения и соответственно администрации Алтайского края. Обиженная на каменскую медицину женщина вскоре получила ответ из главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, в котором ей сообщили, что в отделении лучевой диагностики Каменской ЦРБ ультразвуковые исследования у пациентов проводятся на семи аппаратах, в том числе и на том, что поступил в 2011 году в рамках программы модернизации здравоохранения. Показатели работы оборудования соответствуют нормативным, а по вопросам оказания медицинской помощи в случае чего можно обратиться к главному врачу ЦРБ. По словам Константина Федорюка, с подобными вопросами и жалобами никто из пациентов к нему не обращался. Получается, не разобравшись, не поняв, сегодня хоть кто и хоть что может написать президенту. Впрочем, забывать о том, что своя рубашка ближе к телу, видимо, особенность менталитета людей из глубинки. Кстати, Каменская ЦРБ обслуживает пациентов не только города, но и пяти близлежащих районов: Баевского, Крутихинского, Панкрушихинского, Тюменцевского и Каменского. Пару лет назад учреждение получило статус краевого, а это значит, что проблема, связанная с его финансированием, как гора, свалилась с плеч городской администрации. Может, это и к лучшему? Край решит стоящие перед больницей задачи? Однако главному врачу в такой ситуации похвалиться особо нечем, хотя…

—В больнице отремонтированы сразу три отделения,—говорит Константин Михайлович.—Все это по федеральной программе…

Серьезные финансовые трудности за это время никуда не делись—разорвалась пуповина, долгое время связующая больницу с муниципалитетом. Каменский район, жители которого обслуживаются в ЦРБ, всегда готов протянуть руку помощи—обеспечить, например, доставку детей на диспансеризацию и т. д. Другие районы, где есть свои фельдшерско-акушерские пункты, сотрудничают с Каменской ЦРБ на договорной основе. Жаль, что проблем от этого меньше не становится. Но это уже совсем другая история—сейчас о настоящем и будущем каменской медицины думать надо.

К СЛОВУ СКАЗАТЬ

Среди выпускников школ города и района немало желающих связать свою жизнь с самой гуманной профессией. Только в Алтайском медицинском университете 6000 студентов учится. Количество бюджетных мест, как и в любом вузе, ограничено, а платная учеба не каждому по карману. Так что, несмотря на бесперспективность медицины в глубинке, желающие приехать поработать в Камне после окончания вуза лет пять, а то и больше, всегда найдутся: в этом году в администрацию города поступили порядка десяти заявлений от выпускников школ с просьбой о предоставлении целевого направления в АГМУ. Оплата за учебу по такому договору с вузом должна производиться на основе софинансирования. Однако направления в медуниверситет—для Камня большая редкость. По словам специалиста комитета по образованию администрации города Ольги Кунц, ничего подобного не было в течение трех лет. В прошлом году город добился одного направления. Претендента выбирали из двух десятков желающих по результатам ЕГЭ.

А тем временем профессия врача остается одной из самых востребованных. Согласно результатам исследования, проведенного одним из интернет-порталов, спрос на врачей в России вырос за год на 104 процента. Согласно статистике того же портала, число вакансий в медицине и фармацевтике по России сейчас составляет 8409, что на 61% больше, чем в прошлом году. Несмотря на востребованность профессии, средняя заработная плата, которую предлагают работодатели на "зарплатном" сайте, составляет 44 тысячи рублей.

Самые высокие зарплаты по традиции зафиксированы в Москве. Так, врач в столице получает в среднем 56,7 тысячи рублей. Медсестра—ощутимо больше (32,2 тысячи рублей), чем фельдшер (24,8 тысячи рублей). Фармацевт в Москве может рассчитывать на зарплату примерно в 30 тысяч рублей. Самая маленькая зарплата у медсестер зафиксирована в Казани—14,5 тысячи рублей. Однако, по мнению экономистов Каменской ЦРБ, некорректно сравнивать зарплату в Москве и на Алтае, который является дотационным регионом. Тем не менее, мы сравнили: с учетом всевозможных выплат и доплат средняя зарплата врача в нашей больнице в 2013 году составила 31000 рублей, медсестры—11990, фельдшера—13250, младшего медицинского персонала—5290 рублей. От комментариев воздержусь—выводы делайте сами…

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров