Михаил Захаров: Секс, ложь и правительство
26 июля 2013, 10:44, ИА Амител
Оказывается — есть что. Нехитрые ценностные вопросы на предмет
самоощущения сограждан задал тут "Левада-центр". Надо сказать, что самое
интересное даже не в вопросах и ответах, а в динамике — ведь те же
вопросы центр задает с 1992 года. И это не про геев, не про политику и
не про воровство, это про людей, как они есть. А теперь слово сухим
данным.
"Допустимо ли физически наказывать детей?", - спросили
социологи. Россияне, конечно, не определились, но больше против порки,
чем за. В 1992 году считали условное "наказание ремнем" нормальным 16
процентов, против были 58 процентов. Уже к концу 90-х часть населения от
гуманизма устала и с тех пор настроения по этому поводу стабильны.
Нормальной порку считает уже 29 процентов, недопустимой — 69. Не самый
тривиальный случай — увеличилось число сторонников и той, и другой точки
зрения за счет неопределившихся.
И что показательно: в ходе процесса над Pussy Riot много говорилось о
как бы гуманном решении: "выпороть и отпустить". Тогда ВЦИОМ провел
опрос о возрождении в России такой меры наказания и выяснил, что 27
процентов населения в целом за введение телесных наказаний в качестве
наказания за преступления (9 процентов поддерживали "безусловно", 18 —
склонялись к этой позиции). 66 процентов (категорически против было 30
из них) порку не поддержали. Хотя что мы опять о политике: наверно,
просто россияне к "панк-феминисткам" отнеслись таким же образом, как они
относятся к своим собственным детям.
А вот точно про жизнь:
допустима ли измена? В формулировке социологов: "можно ли помимо мужа
(жены) иметь любовника (любовницу)?" Тут картина почти стабильная, без
динамики. 1992 год - "да" говорит 26 процентов, "нет" - 47, и так на
протяжении 90-х, 2000-х и в 2013 году "за" почти те же 34 процента,
"против" - 50.
Толерантнее зато стали относиться россияне к
сексу до брака. Всего 42 процента считали это допустимым в 1992 году,
52-53 — в 1998 и 2009, 58 процентов — в 2013. Число противников
добрачных половых связей сократилось не так радикально, но тоже
сократилось — с 36 процентов до 31. В СССР секса, конечно же, не было,
но относительное большинство считало его нормальным до брака. Хотя по
нынешним временам это тоже политика: поминать СССР…
"Допустимо
ли заниматься сексом без любви?", - спрашивали социологи ошалевших от
свободы и демократии людей в марте 1992 года. Памятуя, что в СССР секса
не было, а людей само слово еще смущало, 16 процентов ответили "да".
Слово сейчас смущать перестало, и уже 40 процентов (в 1998 году — 26, в
2009 — 32) вполне допускают секс без любви и их количество почти
достигло уровня противников такой точки зрения. В 1992 году секс без
любви презирали 57 процентов, а теперь только 43.
Три
предыдущие вопроса, безусловно, показывают сложное и дробное отношение
россиян к интимной жизни, но точно говорят об одном: никакое "атомное
православие", никакие провозглашаемые "духовные скрепы", никакие
"православные чекисты" или там "прокуроры", никакая "путинская
стабильность" не остановили того, что Вильгельм Райх некогда окрестил
"сексуальной революцией". Хотя мы же договорились — без политики. Какая
тут политика: сплошной секс, у нас и политика сплошной секс, причем
иногда тот самый, пропаганда которого ныне усилиями депутатов запрещена.
Смотреть точно тошно, та еще пропаганда.
"Допустимо ли
"выносить" что-то с места работы?", - такого вопроса, к сожалению, в
1992 году не задали, хотя стоило бы. В 2009 допустимым "вынос" (то есть
воровство у работодателя) одобрили 16 процентов, против были 77. Теперь
"за" уже 24, против — 64. Если цифры не врут, то вполне вероятно, что
перед нами последствия экономического кризиса и падения уровня жизни
населения. Не хватает чего-то — укради с работы, если можно, то продай
это. Почти прямое следствие этого - все усилия правительства на тему
"повышения производительности труда" будут наталкиваться на одно и то же
препятствие: "они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что
работаем".
В ту же степь вопрос "можно ли жить не по
средствам". Можно, полагали чуть более 20 процентов и 1992 (точнее — 24
процента) году, и в 2009 году (22 процента). Сейчас уверенно на этот
вопрос отвечает "да" 32 процента. Понятно, что доступные кредиты многих
развращают, но жить не по средствам — это значит совсем не смотреть в
будущее. Впрочем, рост и здесь за счет неопределившихся, да и ту же
рецессию никто не отменял, многие живут теперь не по средствам — все
дорожает, а доходы стоят на месте.
Зато налоги, полагают
россияне, надо платить. Спокойно на процесс взимания налогов смотрели 19
процентов в 1992 году (впрочем, понимали ли они, что такое налоги
вообще?), сейчас примерно столько же, сколько и в 1998 году — 27
процентов. Противников неуплаты налогов куда больше — 60 процентов.
Правда, есть подозрение, что под налогами опрошенные понимали не свои
налоги, а налоги условного коллективного "олигарха-капиталиста". Хотя
"олигархи" - это опять про политику практически.
Тогда совсем о
морали: лгать во имя благой цели в 1992 году было не принято. Вернее:
противников такой лжи было чуть больше, чем сторонников (36 против 33). к
сегодняшнему дню картина поменялась почти радикально. Теперь 61 процент
толерантны ко лжи (если во имя благой цели), а число противников ее
сократилось до 26. Максим Горький в новой России потерпел настоящее
фиаско: ложь во спасение стала нормой.
Ценности поменялись
вместе со страной: сексуальная революция или эволюция, уж скорее,
спокойное отношение к воровству, толерантное к "нормальной" лжи. Но есть
и "островки стабильности". Что почти стабильно, так это отношение к
правилам: недопустимым переход улицы в неположенном месте считает 72
процента (в 1992 году — 61 процент), допустимым — 24 (20 лет назад —
22).
Фото: jobs.hbvl.be
Комментарии 0