Владимир Притупов: «У 223 тысяч человек в Алтайском крае увеличится зарплата»

31 июля 2013, 06:20, ИА Амител

Заместитель губернатора края, председатель комитета по налоговой, финансовой и кредитной политики Владимир Притупов ответил на вопросы корреспондента барнаульской телекомпании "Наши Новости". Интервью для публикации подготовила "Комсомольская правда". Предлагаем читателям ИА "Амител" с ним ознакомиться.

Евгения Доровская, ведущая: Известно, что в понедельник глава региона сделал заявление о том, что заработная плата будет повышена. Расскажите, пожалуйста, кому, каким категориям и насколько?

Владимир Притупов: Действительно, в понедельник губернатор края Александр Богданович Карлин принял решение о мерах по реализации указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Эти указы затрагивают различные категории работников бюджетной сферы. Это касается врачей, учителей, работников образовательных учреждений, работников социальных учреждений, физической культуры, культуры. В отношении категорий приняты решения. Затрагивает это те категории, которые, повторюсь, поименованные в указах президента: категории работников различных сфер как на краевом уровне, так и на муниципальном уровне.

Е.Д.: Это федеральные средства или же это краевые будут деньги?

В.П.: На настоящее время решение принято в отношении федеральных средств. Федерация приняла решение. Общая сумма,  на которую Федерация оказывает помощь, составляет 1 миллиард 31 миллион рублей. В отношении этой суммы приняты средства. Кроме этого в вопросе формирования бюджета, я напомню, предусматривались средства краевого бюджета, которые изначально распределены законом о бюджете. Сейчас мы говорим о дополнительном решении, которое принято губернатором за счет федеральной помощи.

Е.Д.: Федеральной… Но какое-то софинансирование потребуется?

В.П.: Оно есть, оно предусмотрено в бюджете.

Е.Д.: Насколько велика эта сумма?

В.П.: Сумма у нас предусмотрена в бюджете при формировании и составляет 540 миллион рублей.

Е.Д.: Это объем большой для бюджета края?

В.П.: Это существенный объем, треть средств, по сути, обеспечивает край и две трети обеспечивает Федерация.

Е.Д.: Скажите, пожалуйста, это какое-то поэтапное традиционное повышение или же это с чем-то связано?

В.П.: Как я уже говорил и как отмечено в заявлении губернатора. Это реализация указов президента от 7 мая 2012 года о повышении заработной платы, уравнивание с учетом средней заработной платы в регионе и в крае. Это повышение дополнительное к тому, которое планировалось при формировании бюджета. Оно предусматривает опережение заработной платы работников в отраслях к тем, которые есть в реальном секторе с учетом указа президента и дорожных карт. Скажем, врачам к 2018 году размер должен составлять две заработные платы, двойной размер средней заработной платы по региону. Учителям он должен составлять среднюю заработную плату по региону, по иным дошкольным образовательным учреждениям -  средняя заработная плата по отрасли образования. Эти размеры должны быть достигнуты к 2018 году. На сегодня, мы поэтапно приближаемся к этим размерам. Сегодня начало дополнительных решений и законов о бюджете, при формировании к 2012 году предусмотрено еще повышение заработной платы с первого октября 2013 года на 5,5 % дополнительно к тому, что должно быть.

Е.Д.: А сегодня насколько повышается заработная плата?

В.П.: Сегодня, как бы сказать однозначно, что повышается на какой-то размер, как я вот говорю, что на 5,5%, - такого заявления сделать нельзя, поскольку увеличивается размер фонда оплаты труда, который будет направляться на стимулирующие выплаты. То есть только на стимулирующие выплаты без изменений базовой ставки по заработной плате. С 2011 года идет реформирование системы оплаты труда в бюджетном секторе: базовый оклад, стимулирующие выплаты, дополнительные выплаты. Ведь на настоящее время увеличение будет производиться путем увеличения стимулирующих выплат.

Е.Д.: А что такое стимулирующие выплаты: премии и гонорары?

В.П.: Это надбавки за работу в особых условиях. Это надбавки за качество. Это надбавки за выполнение или перевыполнения того государственного  или муниципального задания, которое есть. В разных отраслях они различные, поскольку мы сегодня едино унифицированы, в здравоохранении одни показатели, даже в разных учреждениях здравоохранения они разные. В образовании это другие показатели, там присутствует, скажем, на сегодня, и оценка качества работы и педагога, и с коллегами педагогами, и с родителями, и опросы среди учеников-детей. Если мы же говорим про средне - специальное или начальное образование, там другие критерии. Это трудоустройство, это соответствие образования к требованиям рабочих специальностей, которые на сегодня требуются. Поэтому они различные, и в данном случае эти новые элементы, которые родились в последние два года, на сегодня этому дается большее значение и на это направляется дополнительные средства. С первого же октября пройдет увеличение всей заработной платы на 5,5%  - это будет система решений, про которую можно будет сказать. Сегодня в зависимости от  разрыва, который есть между средней заработной платой в регионе и фактически сложившейся заработной платой, в том числе учитывается сегодняшнее повышение, чтобы максимально приближаться к тем дорожным картам, которые приняты на реализацию указов президента 2014 года.

Е.Д.: Владимир Геннадьевич, нередко от бюджетников слышно, что повышая какую-то одну часть заработной платы общего объема доходов, сокращается что-то другое. Я так понимаю, что это уже на усмотрение, может быть, каких-то контролирующих органов. Вы каким-то образом отслеживаете, действительно ли доход врача или учителя будет повышен?

В.П.: Безусловно, все время ведется мониторинг. В этом году эта работа достаточно усилена с разных направлений на уровне края и на уровне Федерации. По отдельным наиболее сложным и важным учреждениям, где происходило в большем объеме изменение системы оплаты труда. Так, скажем, по здравоохранению мониторинг велся в разрезе даже каждых работников несколько месяцев, пока точно не была настроена система оплаты труда. Поэтому в этом смысле контроль будет состоять и со стороны учредителя, то есть краевых управлений, и со стороны администрации в целом и комитета по финансам, в частности. Та проблема то и дело появляется, какие-то элементы заменяются. На настоящее время не предусмотрено, что у нас произойдет изменение, то есть какой-то элемент уйдет – появится новый. Может быть какое-либо несовпадение. При сохранении всей нормативной базы, всех существующих элементов оплаты труда увеличивается только объем заработной платы, которая на эти цели направляется. Поэтому по нашей оценке на сегодняшний день нет оснований говорить, что напрасно вводились новые размеры минимальной оплаты труда, новые составные части. За счет того, что структура изменялась: можно сказать, что какая-то надбавка ушла, ее нет действительно, и появлялась какая-то другая. Где-то происходило непонимание, где-то требовалось дополнительное решение – оно принималось. Сегодня структурных изменений никаких не происходит, все элементы, которые кто получал, они в таком же количестве будут получать. Увеличится фонд оплаты труда, в данном случае мы не ожидаем появление таких вопросов.

Е.Д.: А кто, в принципе, рассматривает такие спорные моменты? Куда обратиться человеку, который почувствовал несправедливость?

В.П.: Безусловно, в первую очередь нужно обращаться в те направления отраслевые, которые являются учредителями государственных и муниципальных учреждений. Это управление по здравоохранению, по образованию, либо это муниципальные. Управление по труду и занятости  является у нас в данном случае арбитрами – такими нейтральными органами. Они уравнивают эту политику и ведут вопросы, связанные с соглашениями с профсоюзами и работодателями.

Е.Д.: Сколько бюджетников в этот раз коснется повышение?

В.П.: На сегодняшний день мы оцениваем, что заработную плату в большей или меньшей степени - она не будет одинаковой, такой, какая ожидается осенью, - затронет где-то примерно 223 тысячи человек в крае.

Е.Д.: Вы сказали, что к 2018 году заработная плата того же врача должна составлять две средние зарплаты. Я понимаю, что средние на тот момент?

В.П.: Безусловно. Меняется подход, меняется методика определения заработной платы, учет миграционных вещей. Так, на сегодня, средняя заработная плата по краю ниже, чем в соседних регионах, но она растет более высокими темпами. Мы ожидаем, что в последние годы будет подтверждаться уровень роста, те прогнозы, которые составлены до 2018 года предполагают более высокие темпы роста заработной платы, чем по соседним регионам и в среднем по РФ. Это будет обеспечивать и нейтрализацию, и инфляционные издержки и прочее. То есть, повышая и приближаясь к двукратному размеру, зарплата будет уже на тот момент более высокой, и средняя зарплата будет подрастать.

Е.Д.: А сколько на сегодня составляет уровень средней зарплаты?

В.П.: Средние официальные данные, которые опубликованы несколько дней назад, они составляют 17588 рублей по итогам июня месяца. Поэтому в таком размере, это на сегодня, безусловно, и в этом году мы ожидаем ее рост, ее увеличение и к 2018 году.

Е.Д.: Владимир Геннадьевич, в связи, с чем у нас самая низкая заработная плата, в сравнении с соседними регионами? Хуже работаем?

В.П.: В первую очередь накладывает отпечаток структуры экономики, удельный вес сельского хозяйства, который откладывает отпечаток на структуру и количество занятых и размер, поскольку здесь существенен размер натуральных выплат, которые получают работники в сельском хозяйстве. Это влияет на средний размер. У нас существенно число занятых не только в сельском хозяйстве, но и в социальной сфере. По той  цифре, которую я назвал 223 тысячи человек в бюджетной сфере, мы являемся лидерами по количеству человек в бюджетной сфере. Могу сказать, что кроме структуры экономики являет еще эффект и сельское хозяйство. Если бы оно у нас было в меньшем объеме, оно не давало бы у нас с соседями по каким-то крупным отраслям, скажем горнодобывающая отрасль, металлурги – там, где эти отрасли являются ведущими отраслями, а у нас в крае они присутствуют, но их удельный вес в значении по числу занятых – оно меньше. По этим, скажем, отраслям, которые для нас являются важными, а по числу занятых - небольшими. Мы можем сказать, что здесь мы по зарплате лидируем, такой масштаб, когда очень большое количество занятых оно снижает, то есть те, которые являются очень крупными по объему производства, в тех отраслях средняя зарплата ниже, чем в этих же отраслях по Алтайскому краю. В той же металлургии или добывающей отраслях, поскольку эффект масштаба у них влияет по другую сторону, как скажем, у нас по сельскому хозяйству.

Е.Д.: Хорошо, вы говорите, что к 2018 году бюджетникам удастся удвоить заработную плату. За счет чего будет меняться структура экономики или вы готовите какую-то программу "максимум"?

В.П.: В этом году более сложно, чем в предыдущем. Ожидаем, что будут реализовываться мероприятия, связанные со стратегией развития края, которые предусмотрены, которые также будут давать доходы бюджету. Это с одной стороны, с другой стороны, те решения, которые мы начинали сегодняшнюю встречу по поддержки регионов, они будут давать возможность в дальнейшем реализовывать мероприятия по реализации указа президента России.

Е.Д.: Эти меры они будут приняты во всех регионах?

В.П.: Указ президента есть на всей территории России, поэтому во всех регионах эти мероприятия пройдут в разной форме, по всей стране.

Е.Д.: Я полагаю, что для Алтайского края это существенно, сложно и трудно. Кто помогает получать дотации, чтобы Федерация обратила на нас большее внимание? Благодаря кому?

В.П.: Это, безусловно, системная работа, которая проводится по реализации, повторюсь указа президента России, на федеральном уровне и в крае. В данном случае, то решение, которое федеральные органы власти приняли – один миллиард 31 миллион рублей: две трети – это федеральные средства, одна треть – это краевые – это объективная оценка и ситуации, и поддержка в плане того, что меньший объем структуры экономики и с другой стороны, на что рациональное использование средств. Федерация принимает такие крупные решения, так как они направлены на достижение тех целей и задач, которые ставятся.

Е.Д.: Владимир Геннадьевич, если говорить о других этапах повышения заработной платы, далее каким-либо образом будет индексироваться заработная плата?

В.П.: Дорожные карты, которые приняты на реализацию указов президента, они предусматривают эту работу ежегодно до 18 года. Скажем, когда мы принимали бюджет на 13 год, мы не обсуждали, за исключением октября, какие-то вещи – мы обсуждаем их сегодня. Поэтому, формируя бюджет на следующие годы, будем предусматривать средства и обсуждать сроки, и, безусловно, это будет увязываться с теми решениями и рекомендациями, которые будут приниматься на федеральном уровне.

Е.Д.: Думаю, что сейчас зрители-бюджетники каждый ждет, сколько у них в собственном кармане прибудет, если  говорить на пальцах, на сколько все-таки к концу года повысится зарплата?

В.П.: Сказать однозначно, на сегодня, нельзя. У каждого работника ситуация разная, и по-разному сформулированы задачи на указах президента. Поэтому в разных размерах будет повышаться. Одинаковое повышение будет только первого октября 2013 года – 5,5%... А, поскольку, это все разные сроки: у кого-то предусмотрены большие размеры в начале этого периода, у кого-то в середине периода, то есть по-разному. Более ровное в размерах ожидается  к концу этого периода, поэтому говорить, сегодня, об этом достаточно  сложно. Я думаю, мы будем продолжать эту работу и обсуждение при формировании бюджетов на следующие периоды.

Е.Д.: Еще один вопрос. Возможно не совсем по адресу, но тем не менее. При повышении заработной платы мы очень часто замечаем повышение цен на бензин, на топливо, на хлеб, на все, что угодно. Кто и каким образом отслеживает, нет ли здесь спекуляции?

В.П.: Мне кажется, здесь контроль осуществляется с разных сторон: наблюдения статистические, и наблюдения органов власти. Они мониторят эти цены. В этом смысле еще более тщательно, пристально, досконально эти вещи мониторит общественность в разных формах, видим это и в средствах массовой информации и в обсуждениях. Из действующих механизмов, это, безусловно, действующие федеральные законодательные части, антимонопольные службы - и в разных формах это очень срабатывает. Общественные реакции и сами могут влиять. Мы видим часто, что резкая реакция  со стороны жителей приводит к различным реакциям и со стороны тех, кто действует не совсем правильно и обдуманно. Поэтому действия взаимные и со стороны власти и со стороны общественности в тех формах, которые предусмотрены законом.

Е.Д.: Владимир Геннадьевич, спасибо, что вы отвлеклись от документов и финансов, рассказали нам о повышении. Я думаю, что это не последняя встреча, притом, что это не последний повод. Это была программа "Наше время". Всего доброго. До свидания.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров