Западные эксперты: авторынок России падает, автокомпании нервничают

07 августа 2013, 00:26, ИА Амител

Глобальные концерны начали потихоньку нервничать из-за того, что продажи новых автомобилей уже не демонстрируют те поразительные результаты как раньше. Российский авторынок падает уже несколько месяцев подряд, угрожая миллиардам долларов, вложенным в расширение производства в нашей стране. Об этом пишет АвтоВестиРу.

Автокомпании пристально следят за динамикой российского авторынка. После кризисного 2009 года нашей стране удалось быстро восстановиться, но уже к концу прошлого года ажиотаж спал, а с марта текущего года продажи начали сокращаться. "Рубль слабеет, а интерес к автокредитам растет. Это создает опасения среди российских покупателей", - прокомментировал агентству Automotive News Europe президент Volvo Russia Джон Стек.

Длительное падение рынка скажется на всех крупных автокомпания с финансовой точки зрения, особенно на тех, которые инвестировали в последние годы в расширение собственного производства в России.

Ford, General Motors, BMW, Hyundai-Kia, Mazda, PSA/Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Renault-Nissan, Toyota и Volkswagen Group анонсировали новые мощности или расширение старых с общей суммой инвестиций в 10 млрд долларов, рассчитанных до 2020 года, свидетельствуют данные Boston Consulting Group. По прогнозам аналитиков Группы мощности производства автомобилей в России вырастут до 3,3 млн машин к 2016 году с 2,3 млн, выпущенных в прошлом году. Тем не менее и эти машины быстро бы разобрали, если бы рынок продолжил расти как и раньше и если экономика стабилизировалась, считает глава СП Ford Sollers Тед Каннис.
Нынешнее падение больше всего сказалось на сегментах, которые всегда были традиционно сильны в нашей стране, заявил Бо Андерссон, глава ГАЗа. "У нас тут сильное замедление в сегменте субкомпактных и компактных седанов, таких как Ford Focus", - отметил Андерссон.

Такая ситуация заставляет некоторые компании пересматривать планы на российский рынок, добавил Каннис. "Некоторые отзывают свои решения, так как они не могут просчитать ситуацию наперед, заглянуть далеко в будущее, как раньше. Сегодня российские дилеры скопили приличные запасы нераспроданных машин", - отмечает Стек из Volvo.

По прогнозам Boston Consulting, в этом году российский рынок упадет на 5%. Но в компании уверены, что наша страна сможет преодолеть нынешний спад, и продажи машин будут расти в среднем на 6% в год до 2020 года. И в итоге Россия станет крупнейшим рынком в Европе и пятым в мире (к 2020 году).

Ford от своих заявленных инвестиций не отказывается, так как видит большой нераскрытый потенциал в нашей стране. "Автомобилем владеют примерно вполовину меньше людей, чем в Испании, доходы достаточно высокие, а налоги низкие по сравнению с другими странами. И семьи примерно на 10 лет моложе, чем семьи, которые покупают машины в Европе", - рассказывает Каннис.

В скором росте рынка уверен и глава Renault-Nissan Карлос Гон. "Может наблюдаться квартальное или даже годовое падение продаж, но в целом у меня нет сомнений, что тенденция пойдет на спад", - считает Гон.

Ожидается, что падение замедлится уже в этом году из-за программы льготного автокредитования, запущенной правительством с августа текущего года. От нее больше всего выиграет альянс "АвтоВАЗ- Renault-Nissan", учитывая стоимость его машин. С оптимизмом смотрит на программу и Ford, полагая, что россияне должны переключиться на сегмент кроссоверов, возглавляемый сейчас Renault Duster.

Автокомпании быстро расширяют производственные мощности в России, стараясь успеть до отмены режима промсборки и возврата пошлин на автокомпоненты в полном объеме. Например, Renault-Nissan вкладывает 750 млн долларов в "АвтоВАЗ", в результате чего объемы производства альянса должны вырасти до 1 млн машин в год.

"Трудно предсказать, как Россия справится с дальнейшими крупными инвестициями в производство автомобилей в дополнение к тем, что уже были анонсированы", - заявил аналитик PwC Майкл Гартсайд. Единственным путем освоить их и новые выпущенные автомобили, по его словам, является расширение экспорта. Однако если не считать поставок в страны СНГ, то выбор у нашей страны небольшой. "Никто особо не думает об экспорте в западную Европу", - говорит аналитик LMC Automotive, специализирующийся на центральной и восточной Европе, Кэрол Томас.

Мировые компании пытаются справиться с явлением, которое в Boston Consulting называют "русским эндемическим непостоянством", путем организации контрактной сборки. Например, ГАЗ выпускает машины для Mercedes-Benz, VW, Skoda и Chevrolet.

Стек из Volvo считает, что распродавать складские запасы будут путем скидок. "Мы до сих пор можем увидеть многочисленные рекламные объявления, которые обещают большие скидки на машины 2012 года. То же самое мы наблюдали в 2009 году, когда дилерам пришлось отдавать машины предыдущего года выпуска задешево", - говорит Стек.

Премиальный сегмент не так зависит от общего тренда. За первые шесть месяцев увеличились продажи трех немецких брендов класса-люкс, больше всех повезло Mercedes – плюс 20% (до 20 300 машин). Причем, как считает Гартсайд, это еще не все: "Их доля рынка все еще ниже доли на многих других рынках, так что потенциал для роста налицо. Особенно учитывая спрос на кроссоверы".

Несмотря на позитивные прогнозы Boston Consulting предупреждает, что в России по-прежнему не все так хорошо: база поставщиков слабая, затраты на логистику высокие, и вообще русские – непредсказуемые. Российские поставщики традиционно известны низким уровнем качества, не адекватным автомобилям последних поколений, говорит Гартсайд. На текущий момент мировые автокомпании могут работать всего с 10% российских поставщиков. Для сравнения, в Бразилии этот показатель равняется 80%, в Китае – 40-50%.

Как отмечает один из аналитиков Boston Consulting, продажи машин в России пойдут вверх, если правительство создаст стабильную базу и "если индустрия будет доведена до профессионального уровня по всей цепочке, от разработки автомобилей до производства компонентов, сборки самих машин и их продажи".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров