Плохая кредитная история: ВАЗ на плаву держат только регулярные госзаймы

09 августа 2013, 06:28, ИА Амител

Совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" одобрил получение кредитной линии у "Внешэкономбанка" (ВЭБ) на сумму до 25 миллиардов рублей. Об этом сообщила пресс-служба автогиганта. Договор о кредитной линии был заключен 2 августа этого года со сроком исполнения обязательств 10 лет. Ставки по кредиту будут меняться в зависимости от показателей предприятия и общих экономических условий в стране. Об этом пишет СП.

Необходимость в кредитовании возникла из-за растущих убытков завода, которые в первом полугодии этого года достигли 3 миллиардов 726 миллионов рублей. Стоимость активов тольяттинского автогиганта, по информации самой компании, на 30 июня 2013 года составляла 144,391 миллиарда рублей. Таким образом, размер привлеченной "АвтоВАЗом" кредитной линии достиг 17,47% от стоимости всех активов автоконцерна.

А общая согласованная сумма кредита этому предприятию до 2020 года со стороны "Внешэкономбанка" равна 60 миллиардам рублей, (42% от стоимости активов). Как считают в самой компании, в случае дальнейшего сокращения продаж и роста убытков лидер отечественного автопрома сможет еще семь лет поддерживать свое производство за счет кредитных средств подконтрольного государству банка.

Между тем необходимость во внешней поддержке быстро увеличивается: по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в первом полугодии 2013 года чистый убыток "АвтоВАЗа" вырос в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. С начала января до 1 августа автогигант поставил на рынок 305 802 автомобилей LADA, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В самый разгар автомобильного сезона в стране, в июле, продажи составили 41 952 машину – это только 81% от продаж в июле прошлого года.

Стимулировать спрос не помогают ни спешно запущенная в этом году программа льготного кредитования, ни крупные летние скидки. В этой ситуации рядовой налогоплательщик может лишь недоумевать, а почему он, собственно, должен за свой счет продлевать агонию этого давно доказавшего свою неэффективность предприятия?

- На ВЭБ государство традиционно вешает спасение проблемных компаний, чьи бумаги стремительно дешевеют, а финансовая отчетность обещает убытки, - отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов.- При этом общая ситуация и в мировой экономике, и в российской говорят о том, что прибыли очень многих фирм будут снижаться. Посмотрите на информацию о падении стоимости акций отечественных металлургических, угольных компаний, того же "Уралкалия". У подавляющего большинства самых крупных российских компаний сегодня дела плохи, и совершенно очевидно, что они будут идти еще хуже. Без поддержки многие из них свернут свою деятельность. Поэтому государство через тот же ВЭБ, ВТБ будет их поддерживать. Но предприятия, несмотря на огромные суммы съедаемых таким образом денег, не будут становиться более эффективными: ни финансово, ни технологически. Это наглядно доказал опыт 2010, 2011 и частично 2012 годов.

Мне вспоминается опыт Великой депрессии в США, когда собралось правительственное заседание с участием крупнейших промышленных магнатов. Политики сказали: "Не надо рассказывать нам подробно о ваших трудностях в эпоху крупного экономического кризиса. Просто назовите сумму, кому из вас сколько денег дать, чтобы вы решили все свои проблемы и остались на плаву?". За несколько месяцев все розданные средства были проедены, ушли на погашение кредитов. Через полгода состоялось такое же совещание. И опять раздали деньги. За все годы Великой депрессии ни на одном крупном заводе не произошло абсолютно никакой модернизации, а государственная помощь проелась в неимоверных объемах. Современный российский опыт от этого примера не отличается ничем.

Тольяттинский автогигант очень старомоден по своим технологиям. Несмотря на новые линии, закупленные за рубежом, основу его производственных ресурсов до сих пор составляют старые советские активы. На протяжении 2008-2010 годов "АвтоВАЗ" неоднократно получал миллиардные кредиты, но они не сделали его технологически более продвинутым. Поменялась только риторика, в которой очень часто стали произноситься слова "инновация" и "обновление технологических циклов". Между тем, тольяттинцам приходится конкурировать с новыми автопредприятиями, построенными на российской территории зарубежными корпорациями. Их отличают современные технологические циклы и полностью западное оборудование. Эта конкуренция уже в ближайшее время будет ощутимо обостряться, поскольку объемы рынка будут быстро сжиматься. Битва за покупателя предстоит очень жесткая. Проблемы автозавода в Тольятти неминуемо будут расти, а решений в прежние кризисные годы не было найдено. Боюсь, что нет их и теперь.

"СП": - Но разве это дело граждан - поддерживать агонию за счет своих налогов?

- Я не могу сказать, что "АвтоВАЗ" обязательно умрет, поэтому мы не знаем, агония это или нет. Но очевидно, что у тольяттинцев, как и у целого ряда других российских предприятий, есть целый комплекс застарелых проблем. Они по-прежнему эксплуатируют советскую основу своего производства, давно морально устаревшую, при этом на полную модернизацию из-за соображений экономии не решаются. Это факт.

Но это дело не только налогоплательщиков, поскольку многие из банков, которые сегодня принято именовать государственными, на самом деле являются структурами с государственным участием, солидную долю капитала там уже составляют частные деньги. Поэтому правильно говорить, что программы помощи носят характер частно-государственного партнерства. Но контроль над этими кредитными учреждениями государство, конечно, осуществляет. Это такая государственная политика по поддержке промышленности в кризис путем постоянной раздачи денег.

Используя ресурсы политического лоббирования, "АвтоВАЗ" продолжает "выбивать" госкредиты, и делает это успешно. Плохо то, что опыт автогиганта является образцом для подражания. Так что подобных кредитов в дальнейшем будет выдано очень много: на развитие, на модернизацию и тому подобное. Однако в подавляющем большинстве случаев "модернизированные" предприятия продолжат использовать старое оборудованием, а все заемные деньги уплывут на совершенно другие цели. Как правило, такие кредиты тратятся на покрытие текущих издержек и погашение взятых ранее долгов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров