Виртуальность и разукомплектация: «Лента.ру» подвела итоги военной части авиасалона МАКС-2013

03 сентября 2013, 13:28, ИА Амител

Авиасалон МАКС, прошедший в конце минувшего августа, впервые за последние четыре года оказался богат военными новостями. В подмосковном Жуковском показали новый зенитный ракетный комплекс, военно-транспортные самолеты, истребители, объявили о перспективных разработках, а Министерство обороны России заключило крупный контракт на обслуживание военной техники. "Лента.ру" вспоминает самые важные события прошедшего авиасалона.

"Почему Ан-70 виртуальный?"

Авиасалон в подмосковном Жуковском стал площадкой для небольшого конфликта между вице-премьером России Дмитрием Рогозиным, курирующим российский оборонно-промышленный комплекс, и генеральным директором украинской госкомпании "Антонов" Дмитрием Кивой. Причиной разногласий стало интервью, которое Рогозин дал газете "Коммерсантъ" за неделю до начала МАКС-2013. Вице-премьер жестко раскритиковал совместную программу разработки военно-транспортного самолета Ан-70, заявив, что часть технических характеристик транспортника "мы видели только на бумаге". Речь идет об "уникальном обдуве крыла" и возможности транспортника "взлетать с короткой полосы, грунта".

"По своим техническим характеристикам он практически прямой конкурент Ил-476. Задам вопрос: зачем нам многотемье да к тому же с половинчатыми сериями? Нужно ли нам производить на собственном предприятии, допустим, 50 Ильюшиных-476 и 50 Ан-70? Мы заинтересованы в больших сериях, в серьезной загрузке наших предприятий и в их специализации, чтобы каждый завод не превращался в натуральное хозяйство", — сказал Рогозин, назвав Ан-70 "виртуальным" самолетом. Позднее президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил, что испытания Ан-70 еще не завершены, а решение о закупке самолетов Министерство обороны России будет принимать по их окончании.

На МАКСе Дмитрий Кива ответил на претензии Рогозина ─ он назвал вице-премьера "некомпетентным в авиации человеком". "Почему Ан-70 виртуальный, если все видят, как реальная машина принимает участие в демонстрационных полетах на МАКСе?" ─ возмутился гендиректор "Антонова". Более того, глава украинской компании объявил, что если российская сторона намерена выйти из проекта разработки военно-транспортного самолета, Украина ее удерживать не станет. "У нас есть два заинтересованных зарубежных инвестора, которые готовы вложить средства в серийное производство самолета ─ два богатых государства", ─ пояснил Кива.

Украина занимается созданием Ан-70 с начала 1990-х. В 1994 году самолет совершил первый полет. Россия присоединилась к проекту в 2002 году, и с тех пор финансирование программы велось в равных долях. Впрочем, из-за нехватки средств у украинской стороны реализация проекта транспортника регулярно приостанавливалась, а сроки его завершения сдвигались. Министерство обороны России ранее заявляло о намерении приобрести 60 российско-украинских Ан-70, а Украина ─ три. В декабре 2012 года Россия заказала 20 новых самолетов.

"В рамках программы пятого поколения"

Присутствовавший на авиасалоне МАКС-2013 президент ОАК объявил, что российские предприятия оборонно-промышленного комплекса занимаются разработкой тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата массой до 20 тонн. "Мы работаем в соответствии с теми планами, которые согласовывались с Минобороны. Эти планы предусматривают на этом этапе проведение предварительных исследований. Этот этап в значительной степени базируется на том технологическом потенциале, который нами создан в рамках программы пятого поколения (истребители Т-50 ─ прим. "Ленты.ру")", ─ рассказал Михаил Погосян, не уточнив детали перспективного проекта.

Эксперты разошлись во мнениях относительно того, насколько глубоко будут использованы технологии Т-50 (ПАК ФА) в перспективном беспилотнике. В частности, высказывалось мнение, что речь идет лишь о системах управления, композиционных материалах и технологиях малозаметности. По другой версии, компания "Сухой" может создать уменьшенную беспилотную версию истребителя ПАК ФА. Масса пустого Т-50 предположительно составляет 18 тонн, а максимальная взлетная ─ 37 тонн. Впрочем, пока неизвестно, в каких целях может быть использован столь крупный беспилотник и какое оружие он будет нести.

В случае успешной реализации проекта ударного беспилотника российский самолет может стать самым тяжелым ударным аппаратом такого класса в мире. Для сравнения, используемые в настоящее время американцами ударные беспилотники MQ-1C Grey Eagle, управляемые по спутниковому каналу, могут нести вооружение и сенсоры общей массой до 450 килограммов. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 1,6 тонны. Стратегический разведывательный аппарат RQ-4 Global Hawk, способный работать на большой высоте на протяжении 28 часов, оружие не несет. Его максимальная взлетная масса составляет 14,6 тонны. Израильский ударный беспилотник Heron-TP (Eitan), по своим размерам сопоставимый с пассажирским лайнером Boeing 737, весит всего 4,7 тонны. Он может нести вооружение и сенсоры общей массой до двух тонн, находиться в воздухе до 70 часов и выполнять полеты на скорости до 370 километров в час.

"Сухой" занимается созданием ударного беспилотника по контракту с Министерством обороны России, подписанному в июле 2012 года. В проекте также участвует российская самолетостроительная корпорация "МиГ", ранее проектировавшая собственный ударный беспилотник "Скат". Для российского военного ведомства также ведется разработка ударного беспилотного аппарата массой до пяти тонн и разведывательного массой до тонны. Последними двумя проектами занимаются компании "Сокол" и "Транзас".

"Мы ее разукомплектовали полностью"

Владислав Маньщиков, генеральный директор концерна ПВО "Алмаз-Антей", разрабатывающего системы противовоздушной обороны, на авиасалоне МАКС-2013 объявил, что предприятие полностью разукомплектовало и частично утилизировало зенитные ракетные комплексы С-300ПМУ-1, предназначавшиеся Ирану. "Техники, которая предназначалась для Ирана, уже нет. Мы ее разукомплектовали полностью. Частично отдельные элементы ─ то, что можно использовать, ─ были использованы. Частично проведена утилизация. Это абсолютно достоверная информация", ─ рассказал он, отметив, что комплексы делались по индивидуальному заказу и перепродать их не получилось бы.

Таким образом была поставлена своеобразная точка в многолетней истории поставки зенитных комплексов азиатскому государству. Контракт на поставку Ирану комплексов С-300ПМУ-1 был подписан еще в 2007 году, его стоимость составила 800 миллионов долларов. Поставка комплексов по ряду причин, включая технические, регулярно откладывалась, а в июне 2010 года Совет безопасности ООН ввел в отношении Ирана санкции, запретив передачу стране любых видов наступательного вооружения. Занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставку С-300 исламской республике.

В 2011 году Москва вернула Тегерану аванс в размере 167 миллионов долларов, однако спустя еще год Иран подал иск в Международный третейский суд Женевы, обвинив Россию в срыве поставок С-300ПМУ-1 и потребовав возмещения ущерба в размере четырех миллиардов долларов. В ходе авиасалона МАКС-2013 вице-премьер Рогозин объявил, что Москва может возобновить переговоры с Тегераном о поставках систем, подобных С-300, если последний отзовет иск из международного суда, и отметил, что Россия соблюдает все нормы международных соглашений. Не исключено, что вместо С-300 Тегерану могут быть предложены комплексы "Антей-2500", один из вариантов С-300.

"В комбинированном варианте"

Министерство обороны России планирует в ближайшие три года приобрести 40 новых самолетов-заправщиков Ил-78 с новыми двигателями серии ПС-90А. На авиасалоне МАКС-2013 главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев рассказал, что в войска эти самолеты будут поставляться с индексом Ил-478. Подробности о самолетах-заправщиках главком не рассказал, но, вероятно, они будут модернизированы по типу транспортного самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А), который создан на базе Ил-76МД. Этот самолет также получил новые двигатели серии ПС-90А, крыло большей площади, обновленное бортовое радиоэлектронное оборудование и "стеклянную" кабину пилотов.

Предполагается, что Ил-478 будут производиться в базовой версии заправщика, однако их можно будет переконфигурировать и под выполнение других задач. "Сейчас мы вышли с предложением, чтобы данный самолет производился не только в варианте топливозаправщика, но и в комбинированном варианте с возможностью снятия топливозаправочного оборудования и установки другого оборудования, в том числе пожаротушения, с возможностью десантирования с данного самолета и так далее", ─ пояснил Бондарев, не уточнив, пройдет ли модернизацию уже имеющийся 21 самолет типа Ил-78.

Закупка летающих танкеров будет осуществляться уже в рамках новой госпрограммы вооружений России, рассчитанной на период 2016-2025 годов. Ее разработка ведется Министерством обороны России в настоящее время, а на ознакомление президенту этот документ представят в 2015 году. Ранее российское военное ведомство планировало приобрести у ульяновского завода "Авиастар-СП" 31 новый самолет-заправщик Ил-78, однако, в какой именно комплектации танкеры поступят в войска, не уточнялось.

"На протяжении всего жизненного цикла"

Наконец, впервые за последние четыре года Министерство обороны России подписало на авиасалоне МАКС-2013 крупный контракт. Последний раз военные подписывали соглашения на поставку услуг и техники в подмосковном Жуковском в 2009 году. Новое соглашение подразумевает сервисное обслуживание военных самолетов на протяжении трех лет. Сумма сделки составила 80 миллиардов рублей. Исполнением контракта будут заниматься предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию. Подробности соглашения пока неизвестны; сообщалось только, что оно касается технического сопровождения боевых и военно-транспортных самолетов.

Вскоре после подписания соглашения в ОАК заявили: "Выполнение контракта предусматривает консолидацию в рамках ОАК функций по сопровождению авиационной техники на протяжении всего жизненного цикла: от поставок до утилизации". Фактически это означает, что российское военное ведомство начало постепенно переходить на заключение контрактов полного жизненного цикла. Это означает, что предприятия оборонно-промышленного комплекса теперь будут заниматься не только поставкой техники в войска, но также их обслуживанием и ремонтом, а после списания ─ утилизацией. До последнего времени все эти этапы согласовывались отдельно и осуществлялись в рамках самостоятельных контрактов.

Итого

В целом военная часть авиасалона МАКС образца 2013 года выдалась интересной. На выставке публике впервые представили новый зенитный ракетный комплекс С-350Е "Витязь", новую зенитную ракету РЗВ-МД для комплекса "Тор-М2", истребитель Су-30СМ и транспортник Ил-476. На статической выставке показали тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант", перевозивший легендарный космический аппарат "Буран". Однако через два года, на авиасалоне МАКС-2015, большого количества премьер ожидать не стоит. Все, что должно встать на вооружение в ближайшее время, российская "оборонка" уже показала, а другая техника создается в рамках долгосрочных контрактов, часть из которых будет выполнена после 2020 года.

Василий Сычев

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров