Минприроды создает госстандарты для форс-мажора

05 сентября 2013, 10:07, ИА Амител

Минприроды совместно с МЧС разрабатывает единую инструкцию для всех ведомств, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В документе, получившем название "Единый федеральный реестр алгоритмов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших на основе опасных природных явлений", подробно пропишут, за какую часть операции отвечает каждая структура. Это позволит избавиться от путаницы и неразберихи, которая зачастую возникает при работе спасателей и волонтеров сейчас. Об этом пишут Известия.

— Система нуждается в усовершенствовании, для этого нужно создать федеральный алгоритм действий, регламентирующий процедуру проведения спасательной операции при каждом виде ЧС, — пояснил глава Минприроды Сергей Донской.

Таким образом, ведомства, принимающие участие в устранении последствий того или иного природного явления, получат точную инструкцию, в которой будут прописаны все подробности, начиная от того, какая из структур должна первой среагировать на ЧС, заканчивая тем, какой оборудование считается необходимым для проведения успешной операции. 

Например, при появлении гололеда, профильные службы должны будут обратиться к такой инструкции: "Исполнитель — дорожные службы. Требования по спецподготовке — наличие запасов реагентов в хранилищах на необходимом от дороги расстоянии, наличие машин, которые их будут везти, наличие дежурной смены. Требования по переподготовке: наиболее опасные участки данной дороги должны быть обработаны реагентами заранее, бесперебойные дежурства дорожных бригад".

Далее будет прописан и четкий алгоритм действий: выгон нужного количества машин на опасный участок дороги, оцепление участка при необходимости (если речь идет о серпантине, крутом повороте или дороге с ограниченной видимостью). Далее дорожные службы должны обработать трассу реагентом, установить предупредительный знак, после чего снять оцепление и уехать. 

Похожие инструкции будут разработаны на случай пыльных бурь, ледяного града, грозы со шквалистым ветром, а также для более разрушительных ураганов, цунами, наводнений и лавин. Впрочем, несмотря на подробность указаний, разрабатываемых Минприроды, власти каждого региона смогут внести небольшие изменения.

— Если бы такая система с указанием профильной структуры-исполнителя существовала ранее, то, например, к последнему ледяному дождю в Москве в 2010 году мы бы оказались готовы. Просеки в лесу были бы вырублены, падающие деревья не повредили бы проводов и энергоаварии можно было бы избежать. Такая подготовка может быть проведена в преддверии каждого опасного природного явления, — пояснили в Минприроды.

В МЧС поддерживают инициативу коллег. В этом ведомстве уже создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который занимается прогнозированием ЧС, а также разработкой методов реагирования на них. 

— Мы со своей стороны максимально содействуем и будем объединять усилия и работать в этом направлении. В этом году у нас по данной теме некий переломный момент: наводнения, лесные пожары, экологические и биологические угрозы со стороны Японии и других азиатских стран. Так что тема очень актуальна, — сообщила замначальника управления информации МЧС Елена Смирных.

По мнению бывшего заместителя начальника штаба гражданской обороны РСФСР генерал-майора Николая Тараканова, руководившего работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидацией последствий землетрясения в Спитаке, "в таком перечне страна нуждалась еще вчера". Если бы схема предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий СССР, созданная еще при Брежневе, не была упразднена в 1990-е годы, то масштабы катастроф последних лет, в том числе наводнения в Дальневосточном округе в этом году, можно было бы минимизировать и даже предупредить.

— Я лично проводил курсы гражданской обороны по всей стране. Людям давали подробные рекомендации по каждой из возможных чрезвычайных ситуаций, и они знали, что и когда делать, не просто реагируя в момент возникновения бедствия, а заранее. Заблаговременно строили дамбы, селевые плотины, которые стоят и по сей день, принимали все меры для предотвращения каждого бедствия из списка, — вспомнил он.

Волонтеры, работавшие на устранении последствий наводнения в Крымске в 2012 году, также поддерживают предложения министерств, напоминая, что на ЧС в Краснодарском крае профильные ведомства приехали неподготовленными и не только не знали, с чего начать операцию, но и не обладали нужным оборудованием. 

— О какой эффективности можно говорить, когда из-за отсутствия связи сотрудники МЧС следуют по местам аварии за волонтерами, после того как те уже выполнят часть работ? В любом случае нам необходимо создать систему координации между структурами, — уверен волонтер — участник ликвидации последствий наводнения в Крымске Данила Линдэле.

Он также предложил использовать и зарубежный опыт. К примеру, в США уже через час после урагана весной 2013 года в США на сайте FEMA (аналог нашего МЧС) появилась информация о созданных волонтерами пунктах помощи пострадавшим.

По мнению авторов инициативы, на разработку системы алгоритмов потребуется немало времени и документ обещает быть объемным, ведь помимо подробных инструкций в нем пропишут и ответственность должностных лиц за допущение ЧС.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров