От отца дочери: в Алтайском крае впервые выполнена родственная трансплантация почки

09 сентября 2013, 13:42, ИА Амител

Сегодня, 9 сентября, пресс-служба Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности сообщила о том, что 30 августа из отделения трансплантологии домой выписались два пациента – Николай Кузнецов и его 26-летняя дочь Анастасия.

В отделение девушка попала в очень тяжелом состоянии с диагнозом "почечная недостаточность". Как признаются врачи отделения, единственным шансом спасти ее была пересадка донорской почки – ее родные почки практически не функционировали. Однако органы можно ждать и годами, а этого времени у Насти не было. На помощь пришел отец – именно его почку пересадили дочери.

- В нашем центре была выполнена первая в Алтайском крае родственная трансплантация почки. Родной отец отдал свою почку дочери. Это очень благородный поступок. Такие ситуации встречаются не так часто, – рассказывает заведующий хирургическим отделением по пересадке органов краевой клинической больницы Евгений Григоров, – в данном случае это вообще был единственный шанс на спасение. Нам очень повезло, что папа и дочь оказались совместимыми для такой трансплантации. При обследовании мы не нашли никаких противопоказаний для изъятия почки, и 14 августа в двух операционных одновременно начались две операции – на доноре и реципиенте. Они прошли без каких-либо особенностей, донорская почка сразу начала функционировать, и на следующий день Настя уже не нуждалась ни в гемодиализе, ни в какой другой почечнозаместительной терапии.

По словам врача, в удачном завершении операции свою роль сыграло и ее своевременное проведение.

- Попади Настя к нам позже, возможно, у нас ничего бы не получилось, – говорит Евгений Григоров.

История девушки похожа на сотни других историй пациентов, нуждающихся в донорской почке. Еще в первом классе девочке поставили диагноз "инсулинозависимый сахарный диабет", год назад к нему добавился еще один – "почечная недостаточность". Это означало, что ей необходим как минимум гемодиализ. На очередь ее, конечно, поставили. Но, будучи в ней только 286 пациенткой, она могла и не дождаться.

- Когда я узнала, что такое гемодиализ, я была в шоке и ужасе: круг жизненных интересов сужается до предела. И времени на ожидание донорской почки не было, и тогда меня спас отец. И, конечно, врачи. Было страшно, – признается она.

А вот ее отец Николай Кузнецов ни минуты не сомневался.

- Мы очень долго ждали гемодиализа, ситуация ухудшалась. Разве я мог поступить по-другому?!

Николай говорит, что чувствует себя после операции нормально. Ему в отличие от Насти даже таблеток никаких не выписали. В прошлом военный, Николай и в больничной палате может похвастаться отличной выправкой.

Отец и дочь живут в Комсомольском Павловского района. Туда они и направились после выписки.

- Теперь у меня все будет хорошо, – радуется Настя, – дома меня ждет муж. Я очень счастлива.

Выжить благодаря погибшим

В стандартной ситуации донорские органы берутся у погибших людей. Как это происходит, рассказывает Евгений Григоров:

- Обычно пациенты, если у них нет никаких противопоказаний к пересадке, включаются в лист ожидания. А дальше остается только ждать, когда появится донорский орган. Кто-то должен умереть, чтобы появилась возможность спасти этого пациента. К сожалению, пока на этом построена трансплантология во всем мире. Раз в месяц наши пациенты приезжают к нам сдавать анализы, чтобы в любой момент быть готовыми к операции.

После того как врачам-трансплантологам поступает сигнал о том, что донорский орган есть, все происходит очень быстро. Пациент заранее предупрежден, в случае необходимости ему нужно добраться до краевой больницы в течение 4 часов в любое время суток.

- Мы звоним нашим пациентам и в два, и в три, и в четыре часа ночи. В идеале нужно уложиться (и мы укладываемся) в 12 часов с момента гибели донора. Записываем пациенту ЭКГ, делаем сиюминутные анализы крови – и на операционный стол, – говорит врач.

От того, насколько точны и быстры действия врачей, порой зависит весь исход операции.

Легко ли стать донором

Орган от погибшего человека – не единственная возможность получить новую почку. По современному законодательству донором может выступить кровный родственник. Особое внимание следует обратить на то, что муж и жена кровными родственниками не являются, соответственно, не могут выступить донорами друг для друга, даже если будут совместимыми. Это сделано для того, чтобы исключить возможность торговли органами. В некоторых странах широко распространена практика заключения фиктивных браков с целью продажи почек. Таким образом, поделиться почкой можно только с родителями, детьми, братьями или сестрами – только в пределах отношений кровных родственников. Но для этого, как бы банально это ни звучало, требуется согласие самого потенциального донора. А это крайне сложный вопрос.

Кроме того, не должно быть противопоказаний по состоянию здоровья. Поэтому врачи крайне осторожно относятся к потенциальным донорам старше 60 лет.

- Первая наша задача – ни в коей мере донору не навредить. Необходимо, чтобы человек с одной оставшейся почкой прожил долгую, счастливую жизнь. Поэтому мы их обследуем как космонавтов. Настин папа практически здоровый человек, и поэтому мы посчитали возможным изъятие у него одной почки. Бывают ситуации, когда люди, которые хотят отдать почку своим родственникам, болеют гипертонией или имеют какую-либо еще патологию. В этом случае почку брать нельзя, – рассказывает Евгений Григоров. – Ведь что такое операция? Это всегда риск. А в данном случае мы рискуем не одним человеком, а двумя, – обращает внимание завотделением.

После этой операции (впрочем, как и после любой другой) врачи рекомендуют ограничение физической нагрузки хотя бы на три месяца. Пациенты должны вести более или менее спокойный образ жизни.

Родственная трансплантация, конечно, имеет несомненные плюсы. Один из важнейших: операции можно спланировать заранее, назначить дату и подойти к трансплантации во всеоружии.

- Пересадка органа от погибшего человека – это всегда непредсказуемая экстренная ситуация. И мы даже предполагать не можем, когда это будет. Пациент может находиться в листе ожидания день или два, а может полгода, год и дольше. И никто не знает, чем закончится такое ожидание. Все зависит от совместимости с конкретной донорской почкой, – рассказывает врач.

Хирург Александр Грызлов, который оперировал Николая Кузнецова, рассказал, что операция у донора не менее ответственная, чем сама трансплантация.

- Мы должны причинить минимальный вред донору. Ведь он пришел к нам здоровым человеком, здоровым и должен уйти. Так что возникновение каких-либо осложнений – это всегда очень неприятно. Кроме того, не должен пострадать орган-трансплантат. Чем меньше ишемия (недостаток поступления крови к какому-либо органу. – Прим. ред.), тем лучше результаты. У нас прошел всего час от забора органа до пуска в кровоток, это минимальная ишемия, и у реципиента сейчас великолепные показатели. Именно поэтому операции проводятся одновременно.

А что потом?

После пересадки жизнь несравнима с той, когда постоянно требуется гемодиализ. Пациенты после операции живут полноценной жизнью. Правда, им периодически необходимо появляться в поликлинике – сдавать анализы и наблюдаться у врача-нефролога.

Конечно, им не рекомендуется спорт высоких достижений. Да, наверное, редко кто из них мечтает стать олимпийским чемпионом. Во всем остальном ограничений нет. Девушки после пересадки почки вполне способны выносить и родить здорового ребенка. Так что появление в нашем крае отделения по трансплантации органов, несомненно, дает второй шанс на жизнь еще не одной тысяче пациентов.

Это надо знать

Трансплантация почки показана и нужна пациентам с почечной недостаточностью, когда функция почек не позволяет человеку нормально жить. Однако не всем пациентам с почечной недостаточностью она может помочь.

Дело в том, что если у пациента имеются онкологические заболевания или ВИЧ, то трансплантация почки опасна, так как после операции врачи дают иммуноподавляющие препараты. При таких заболеваниях это приведет к тому, что болезнь начнет резко прогрессировать и человек погибнет за считаные месяцы. Поэтому перед принятием решения о трансплантации проводится серьезное обследование.

Справка "АП"

В 2012 году в краевой клинической больнице создали Алтайский краевой центр трансплантации органов. Он укомплектован всем необходимым оборудованием для этого в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "Хирургия". Специалисты центра прошли подготовку в ведущих трансплантационных центрах России и Германии, отмечают в Главном управлении по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

С июня по август этого года в центре провели восемь трансплантаций почки за счет краевого бюджета.

- На первом этапе мы занимаемся только трансплантацией почки, – говорит заведующий отделением Евгений Григоров, – так как это самое востребованное направление. Но мы планируем заняться и трансплантацией с пересадкой печени, сердца, поджелудочной железы. Сразу это сделать не удастся. Но уже в следующем году мы подойдем вплотную к трансплантации печени, со временем будем заниматься и пересадкой других органов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров