Алтайский общественник Юрий Абдуллаев: «В школе становится мало человека»

11 сентября 2013, 07:40, ИА Амител

О нынешней школе и нынешних учениках корреспондент "КП"-Барнаул" побеседовала с председателем Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования

Домашние задания для старшеклассников могут стать необязательными. Недавно российские учителя выступили в Кремле с предложением их отменить. Ведь школьники и без того загружены подготовкой к ЕГЭ.

Но пойдет ли на пользу ученикам такое нововведение?

К слову сказать, наш собеседник, Юрий Геннадьевич – Почетный работник общего образования России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Учитель года Алтая-2001.

- Юрий Геннадьевич, вы в прошлом учитель. У вас успешный опыт работы в школе. По вашему мнению, отменять домашние задания нужно?

- Если домашние задания станут добровольными, их все перестанут делать. Может, быть, будут только отличники. Увы, так устроен человек, если не обязательно, значит и не нужно. А ведь учение, как писал наш замечательный русский педагог Константин Ушинский - это очень тяжелый труд. Мне кажется, проблема домашнего задания не в том, быть ему или нет, а в том, каким ему быть и в каких объемах. Вопросы домашнего задания должны регулироваться учителем, ему виднее кому задавать, а кому нет, кому больше, кому меньше. Я за дифференцированный подход. Думаю, что задания, которые учитель задает одинаково всему классу, не послужат развитию каждого школьника в одинаковой степени. Для хорошего учителя важно продвижение ученика относительно самого себя.

Председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Юрий АбдуллаевПредседатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Юрий Абдуллаев
Председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Юрий Абдуллаев
Фото: Олег УКЛАДОВ

- А насколько важен для школьника выбор профиля в старших классах?

- Я всегда поддерживал идею профилизации в старшей школе. Теперь она закреплена в новых образовательных стандартах. В 10-м классе человек сам может выбрать если не профессию, то хотя бы определиться с ее типом. В этом возрасте школьник-гуманитарий уже понимает, что математик, например, из него не получится. Конечно, нельзя полностью отказываться от непрофильных предметов. Они должны изучаться в рамках стандарта. Ведь, как говорил великий Ломоносов, "математика ум в порядок приводит". Но посвящать большее время тем предметам, которые ему точно понадобятся по профилю - более эффективно.

- Юрий Геннадьевич, чем сейчас живет школа? По-вашему, какие проблемы есть у российского общего образования?

- Я считаю, в нашей школе сегодня становится очень мало человека. Стало много, интерактивности, компьютера, различных технологий и методик. Но учителю все меньше остается времени заниматься проблемами ученика. Потому что он постоянно занят, у него отчеты, планы. Как сказал известный педагог Евгений Ямбург, школа сегодня – это место, где дети мешают учителям заниматься документами. И это действительно так. Раньше мы на переменах общались с детьми, знали, чем они живут. А теперь учитель после звонка спешит заполнить электронный журнал, написать какой-нибудь отчет. У него большая нагрузка, я бы сказал, перегрузка: у нас сегодня нередко педагоги работают на две ставки. А полторы так вообще давно норма. Из-за этого существенно снижается эффективность труда. Конечно, без технологий и теплых туалетов в школе никуда, и здорово, что в крае сегодня много делается для создания комфортной и безопасной среды в учреждениях образования, но грань человеческого упускать нельзя. Учитель нуждается в большей свободе, в пространстве для творчества и времени для любви к детям. В потогонной системе ребёнку места нет.

- Как вы считаете, изменились ли сами школьники, скажем, за последние десять лет?

- Безусловно. Раньше они больше играли во дворах, а сейчас эти игры заменили им чаты и социальные сети. Дети перестали знать и слышать друг друга. Они практически не умеют общаться, ведь у них слабые навыки коммуникации в коллективе. Им сложно переживать, сочувствовать, быть неравнодушными к человеческим проблемам. Технологизация постепенно вымывает человеческое в человеке.

- Это значит, что нынешнее поколение хуже предыдущего?

- Всегда против такого утверждения. Не нужно впадать в крайности. Сегодняшние дети более продвинутые, чем были в свое время мы. Они быстрее соображают, быстрее схватывают. Приведу такой пример. Недавно в первый класс одной из барнаульских школ пришли ребята, ни один из которых не умел читать и писать. Но когда их запустили в кабинет информатики и предоставили им свободу, каждый из них уже через пять минут сидел на знакомых сайтах или играл в компьютерные игры.

- Но существует мнение, что сегодняшняя программа намного легче, чем та, которая была в СССР. Вы согласны с этим?

- У меня самого ребенок-школьник, и задачи в его учебниках гораздо сложнее, чем те, которые задавали в этом же возрасте мне. Сейчас школьники в первом классе проходят такое, что нам и не снилось. На дворе уже другой век. Сегодняшние дети получают намного больше информации. Изменилась среда, изменилось и общество. Но при этом не нужно забывать, что в школе, а особенно в начальной, никакие компьютеры не заменят ребенку хорошего учителя.

НАШ ОПРОС

Нужно ли отменять домашние задания для старшеклассников в школах? "Комсомолка" провела небольшой опрос на эту тему среди известных барнаульцев.

Владимир Семенов, депутат госдумы, член фракции ЛДПР:

- Домашние задания отменять нельзя. Ведь внеклассные упражнения закрепляют, то, что пройдено на уроке. К тому же, они помогают школьнику самодисциплинировать и самоорганизовать себя. Если домашние задания станут добровольными, у ребенка всегда будет аргумент перед родителями: мол, мне же это не обязательно делать, двойку не поставят. Меня вообще удручает то, что происходит сегодня с нашим образованием. В советском прошлом знания были куда более фундаментальными.

Марина Ермоленко, учитель истории, финалист всероссийского конкурса "Учитель года России", депутат Барнаульской гордумы, член фракции "Единая Россия":

- Как практикующий учитель, я против такой перемены. Все дети разные, у всех разная мотивация к учебе. Домашние задания необходимы, так как они позволяют ученику подумать над чем-то самостоятельно. А учителю они дают возможность не пересказывать лишний раз то, что написано в учебнике, а давать что-то новое. А вот форму домашнего задания можно изменить. По моему мнению, оно должно стать творческим.

Раиса Коркина, учитель химии в гимназии № 22, "Народный учитель Российской Федерации":

- Отменить домашние задания? Ни в коем случае! Чем больше работы в школе, тем проще будет во взрослой жизни. У нас в России сейчас мало настоящих профессионалов. А если посмотреть на великих ученых, тех же Лобачевского и Ломоносова – ведь они столько работали! А мы что же, будем лентяев воспитывать?

Александр Миронов, директор лицея № 80, депутат Барнаульской гордумы:

- Я против такого нововведения. Есть такое понятие, как самообразование. Ребенок многое берет от учителя, но кроме этого, он должен учиться самостоятельно. Тогда от времяпровождения в школе будет результат. А то, что старшеклассники слишком загружены подготовкой к ЕГЭ, я не считаю. Просто к экзамену надо готовиться постепенно, а не делать все в последний момент.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров