"Вечерний Барнаул": история здоровых и недообследованных

Многие из нас готовы найти тысячи причин и терпеть, пока терпится, лишь бы не обращаться к врачам. Не потому, что мы их не любим. Наоборот именно вера в то, что доктор поможет даже в самом запущенном случае, заставляет нас искать дела более важные, чем забота о своем здоровье. Об этом пишет корреспондент газеты "Вечерний Барнаул" Тамара Попова

22 сентября 2013, 07:01, ИА Амител

Многие из нас готовы найти тысячи причин и терпеть, пока терпится, лишь бы не обращаться к врачам. Не потому, что мы их не любим. Наоборот именно вера в то, что доктор поможет даже в самом запущенном случае, заставляет нас искать дела более важные, чем забота о своем здоровье.

И потому предложение коллег из крайздрава пройти диспансеризацию было воспринято журналистами прежде всего как инфоповод для рубрики "Испытано на себе"…

Диспансеризация взрослого населения, всеобщая в отличие от локальных проектов прошлых лет (когда велся мониторинг здоровья работающих, профвредников или состоящих на диспансерном учете), началось недавно, и в холл городской поликлиники № 3 мы заходим с тайной готовностью – если вдруг очередь, развернемся и уйдем. Но перед окошком регистратуры - всего один человек. Олег работает на станкостроительном заводе, ему позвонили домой из поликлиники, так он узнал о диспансеризации. Медики используют сейчас все способы информирования, поэтому не удивляйтесь звонку участкового врача или приглашению в поликлинику в почтовом ящике. Вероятность такого события легко подсчитать. В этом году всеобщую диспансеризацию проходят взрослые барнаульцы начиная с 21 года по схеме "плюс три". То есть вас пригласят, если вам 21, 24, 27 и так далее - до 99 лет (всего в крае диспансеризацию должно пройти около 450 тысяч человек).

Карточки моей в поликлинике № 3 нет, я живу в другом районе. Но есть паспорт и полис, и мой маршрут начинается с отделения профилактики, где и. о. начмеда и заведующая терапевтическим отделением в одном лице Вера Карпова помогает журналистам заполнить анкеты. Вопросов много, в том числе - о вредных привычках, болезнях близких родственников. Есть и такие, что ставят в тупик. "Говорил ли вам врач, что у вас - ишемическая болезнь сердца?" - уверенное "нет", я ведь у кардиолога не была много лет. "Есть ли одышка, когда поднимаетесь по лестнице?", "боли в загрудинной области, когда выходите на холодный воздух…", "кратковременная слабость или неловкость при движении в конечностях…" - а вот это уже "да". Узнала с удивлением, что подъем по лестнице - лишь одна из 20 причин одышки.

- Для людей, впервые проходящих диспансеризацию и уверенных в своем здоровье, анкетирование становится откровением. Анкета и рискометр - это тесты, позволяющие за несколько минут выявить степень риска патологий, в том числе сердечно-сосудистых. Составлены так, что даже тот, кто считает себя здоровым, начинает задавать себе вопросы. Как правило, уже на первом, скрининговом этапе, включающем 20 базовых исследовательских методик, наличие проблем подтверждается.

С первого - на второй 

Итак, пошли. С перечнем кабинетов на руках и направлением на комплекс обследований из 20 методик. Экспресс- анализ на сахар и холестерин крови тест- полосками скор и информативен - тут порядок. Маммография для тех, кто старше 39 лет, - кабинет напротив. Флюорография у меня свежая, двухмесячной давности, ее проходить не нужно. Сдать кровь можно в течение всего дня, причем одним забором из вены определяется весь спектр необходимых врачу показателей. На следующее утро выяснилось, что СОЭ у меня повышена, а это признак воспалительного процесса. "Будем искать", - философски заметила Вера Юрьевна. Давление и кардиограмма тоже не вписывались в рамки нормы, видимо, в привычный график из встреч и интервью придется включить визит к неврологу, кардиологу, пройти дуплекс сосудов и много еще чего… Это уже второй этап диспансеризации, и, признаю, он мне нужен. Ведь, если честно, состояния "голова разламывается" и "глаза ломит" в последнее время стали уже привычными.

- Первый этап диспансеризации - приблизительный, позволяющий быстро вы- явить возможные проблемы, - подбадривает меня Вера Юрьевна. - Если мы что-то заподозрили, человек идет на второй, для детализации патологий, на которые нужно обратить внимание. Все бесплатно и добровольно. Мы постарались сделать маршрут диспансеризации максимально удобным для человека, освободив, например, последний час работы врачей двух смен от приема по талонам. Вы видите, день в разгаре, а наплыва людей нет. Потоки пациентов с талонами и пришедших на диспансеризацию не пересекаются. Такая удобная система - наша надежда на то, что после первичного скрининга человек все же пройдет и полное обследование, получив адекватные рекомендации врачей. Кстати, диспансеризация считается завершенной, если пройдено 85% от объема обследований в ее перечне.

Где найти талию? 

Пользуясь возможностью, заглядываю в приоткрытую дверь кабинета доврачебного приема, где для Егора С. 32 лет, как и для меня сегодня, наступил момент истины. После безобидного уточнения антропометрических данных улыбка сходит с лица молодого человека. При росте метр семьдесят парень весит… 105 кило. Увы, "волшебная" сантиметровая лента смущает многих молодых мужчин и женщин в этом кабинете. Зоны объема талии на ней выделены цветом - норма (желтая), риск (зеленая) и ожирение (красная). Егор еще пытается найти свою талию где-то под внушительным пивным животиком, но и тут по поясу джинсов он намерил 102 "рисковых" сантиметра. Внимание, дамы и господа приятной пухлости, не льстите себе, это опасно для жизни! Измерять объем талии нужно по уровню пупка, а здесь, по статистике, зашкаливает у доброй половины барнаульцев. Талия Егора - 112 сантиметров, новость для него не слишком приятная: уже само по себе ожирение означает высокий риск проблем с сердцем и сосудами. А то, что с возрастом можно себе позволить лишний вес, - миф, придуманный людьми для собственного успокоения.

Вывод дня: диспансеризация удобна, прежде всего для занятых людей. На прохождение первого ее, скринингового этапа, у меня ушло два часа, плюс немножко времени на консультацию терапевта с учетом результатов обследования. Собственно, это уже второй этап, здоровому человеку он, возможно, и не понадобится. А для каждого из тех, у кого выявлены риски и предрасположенность к той или иной патологии, он индивидуален. Дальше все зависит от отношения каждого из нас к себе любимому...

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ценность нынешней диспансеризации главный терапевт Алтайского края Ирина Бахарева видит в ее профилактической направленности: 

- Раньше мы старались выявить заболевание на ранних стадиях, определиться с лечением и взять пациента на учет. Сейчас плюсом к этому выявляем и минимизируем факторы риска у здоровых пока еще людей. Много внимания уделяем данным анкет и профилактическому консультированию. Стандарт объема исследований зависит от возраста человека – тем больше, чем он старше. Но у каждого из нас - своя история, поэтому на втором этапе диспансеризации и набор дополнительных исследований подбирается индивидуально. Об итогах диспансеризации мы сможем говорить лет через пять, как любое профилактическое направление, быстрых результатов она не даст. Но оценить ее эффективность можно уже сейчас по тому, насколько полно мы выявляем заболевания, учитываем факторы риска и убеждаем людей работать с ними. Ведь давно известно, что здоровье человека на 80% зависит от него самого - его питания, образа жизни, привычек.

Фото предоставлено Главным управлением Алтайского края по здравоохранениюармацевтической деятельности.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров