Не наша "Раша": в стране находится около 11 миллионов мигрантов

04 октября 2013, 12:05, ИА Амител

3 октября в Нью-Йорке глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский выступит на форуме, посвященном вопросам международной миграции. Речь пойдет о трудовой миграции и ее воздействии на процесс развития страны. Здесь, казалось бы, России и карты в руки. Согласно данным ООН, наша страна занимает второе место в мире после США по числу мигрантов – их на территории России 11 миллионов. Об этом пишет СП.

С другой стороны, не очень понятно, каким позитивным опытом может поделиться с зарубежными коллегами господин Ромодановский. Несмотря на принятую ФМС в мае этого года новую концепцию миграционной политики (см. ниже), ведомство традиционно является объектом критики. Мигранты едут в Россию вполне хаотично, и придают ей вид неорабовладельческого государства.

Без рабочих рук гастарбайтеров из стран СНГ нам не обойтись. По словам экс-министра финансов Алексея Кудрина, в нашей стране число работающих граждан ежегодно сокращается на миллион человек, при этом количество действующих рабочих мест остается неизменным – эту дыру и затыкают мигранты. Процесс привлечения иностранной рабочей силы протекает практически бесконтрольно, и это до последнего времени устраивало всех игроков.

Как реально выглядит ситуация с мигрантами в России, какие риски она несет?

– В России отсутствует нормальная, внятная миграционная политика, – считает глава фонда "Миграция XXI век", экс-замглавы ФМС России Вячеслав Поставнин. – Так что если Константин Ромодановский и может поделиться в Нью-Йорке опытом, то только отрицательным – как не надо делать. Нет ни одной новации в российской миграционной политике, которую можно было бы предложить нашим партнерам на Западе.

На деле, ситуация с миграцией в России уходит из-под контроля. Мы не знает даже, сколько у нас мигрантов. ФМС говорит, что от 3 до 5 миллионов человек. Я противник этой цифры, поскольку она взята из отчета Центра миграционных исследований 2000 года. Тринадцать лет назад! Совершенно очевидно, что за это время поток въезжающих в нашу страну вырос минимум вдвое.

Поразительно, но с 2000 года никто серьезных, масштабных исследований по количеству мигрантов в России не проводил. Мы работаем в проекте Всемирного банка, и, исходя из цифр, которые у нас есть, видим ситуацию так. Таджиков в России – больше миллиона, киргизов – 800 тысяч, узбеков от 2 до 7 миллионов, граждан Украины – от 2 до 7 миллионов с учетом, что часть из них постоянно мигрирует в обе стороны. Молдаване – 500 тысяч, азербайджанцы – 2 миллиона, армяне – 500 тысяч. Всего, по нашим подсчетам, в России находится порядка 13-15 миллионов мигрантов. Только 2 миллиона из них зарегистрированы официально, остальные – нелегалы. В Москве, которая концентрирует мигрантов, проживает и работает около 2 миллионов нелегалов.

"СП": – Есть возможность получить более точные данные?

– К сожалению, нет. Центральный банк данных по учету иностранных граждан ФМС, который должен был заработать еще 1 января 2006 года, так и не заработал. В СССР миграция регулировалась с помощью прописки. В городе, деревне, каждом подъезде был уполномоченный от НКВД, который контролировал домовые книги. Сейчас эта система работать не может – хотя бы потому, что потоки людей, приезжающих в Россию, сильно возросли. Контролировать их можно только с помощью современных информационных технологий.

Скажем, у тех же американцев нет прописки, ее роль играет единая электронная база данных. Но мы не смогли создать так называемое электронное государство, в котором человек, покупая авиационные или железнодорожные билеты, или заводя банковскую карту, каждый раз попадал бы в поле зрения контролирующей системы. Сейчас Центральный банк данных работает автономно и, так сказать, питается миграционными картами. Как это работает? Человек въезжает в страну заполняет миграционную карту своим почерком. То есть на языке, которого многие въезжающие в страну просто не знают. Можете представить, как человек в этом случае ее заполняет?..

"СП": – Нужны ли нам мигранты?

– Нужны. Они находят в России работу, их поток увеличивается. Судить об этом можно по денежным переводам, которые нелегалы отсылают к себе на родину. Число их увеличивается примерно на 12% в год. Это говорит о том, что мигрантов становится все больше.

Мигранты сами к нам едут, поскольку у нас открытые границы. Их поток сформировался и существует сам по себе. Государство, не афишируя, делает ставку на этот ресурс. Это видно, например, из закона по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу-2018. Там есть раздел, касающейся трудовой миграции, из которого видно: именно на мигрантов рассчитывают организаторы при подготовке мероприятия – на стройках, в сфере обслуживания. Закон предусматривает льготный режим для мигрантов при приеме на работу. Российское правительство ясно понимает: без мигрантов мы не справимся, и ничего к чемпионату не построим.

Нам тоже надо понимать: крупные российские стройки и серьезные инфраструктурные проекты поднимаются руками мигрантов. Я считаю, их вклад в российский ВВП – 15-20%. Мигранты – чрезвычайно удобный ресурс для реализации именно госпроектов. Олигархи, которым поручают крупные стройки, на нелегалах здорово экономят.

"СП": – По мнению ряда экспертов, привлечение трудовых мигрантов – дело в перспективе рискованное. Это так?

– Риски действительно существуют. Но миграция – глобальный цивилизационный процесс, мы его не удержим. Мы не можем просто открыть или закрыть кран – этот этап остался далеко позади. С мигрантами нужно научиться жить и минимизировать риски. Рождаемость среди русского населения падает. В нынешнем году в детородный возраст вошло 14 миллионов девочек, а в 2025 войдет всего 9 миллионов. Другими словами, рожать у нас некому. А вот поток мигрантов будет только нарастать, поэтому этнический сдвиг неизбежен.

"СП": – Каким образом вы предлагаете минимизировать риски?

– Нужно строить продуманную миграционную политику. Нужно, чтобы мигранты не оседали только в крупных городах, иначе еще раньше этнического сдвига у нас произойдет социальная революция. Но пока никаких механизмов, которые бы предупреждали такое развитие ситуации, не существует.

"СП": – Если говорить о первоочередных шагах, что нужно сделать?

– Первое – посмотреть баланс трудовых ресурсов. Мы не знаем, сколько нужно трудовых ресурсов нашей экономике, какой в этой области дефицит, каких специалистов следует привлекать. Второе – направлять потоки мигрантов в регионы с помощью жестких мер государственного контроля. Третье – нужны реально работающие регуляторы миграции. Существующие регуляторы – квоты, регистрация, миграционные карты – неэффективны. Четвертое – следует создать новое министерство, которое бы решало вопросы подготовки нужных нам специалистов и обучения их русскому языку еще в странах исхода.

А главное – нужна политическая воля, чтобы воплотить все это в жизнь. Пока, к сожалению, руководство страны такую волю не проявляет…

– В самой России имеется достаточно большой и плохо используемый резерв рабочей силы, – уверен доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. – Но государство не проводит осмысленной политики в области внутренней миграции, и потому привлекает иностранцев – так проще. К тому же очень много мигрантов у нас работает нелегально. Это значит, работодателю не нужно платить за них социально-страховые взносы. Зарплата "в конверте" обходится работодателю на 43% дешевле "белой" – а это ощутимая выгода. Вместе с тем, находясь в России, нелегалы пользуются дотируемыми услугами – это касается квартплаты, ЖКХ, ряда товаров. Зачастую им оказывается и бесплатная медицинская помощь – например, при родах. Между тем, все перечисленное стоит денег, и платят их за мигрантов застрахованные российские граждане.

Сегодня условия в России позволяют работодателю содержать нелегальную рабочую силу – вот он ее и содержит. Как сказал английский публицист XIX века Даннинг, при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Чтобы это изменить, нужно менять всю экономическую политику…

10 принципов новой концепции миграционной политики

1. Некоторым категориям мигрантов, получившим вид на жительство в РФ, будут выдавать пластиковую карту, объединяющую паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство, проездное удостоверение и электронный кошелек.

2. ФМС предполагает разделить мигрантов на две категории: в первую войдут мигранты с высшим образованием, во вторую – чернорабочие.

3. Пересмотр квот. По мнению ФМС, в этом вопросе нужно идти по пути западноевропейских стран: работодатели должны вывешивать свои вакансии в базе данных государственной службы занятости. Если в течение двух-трех месяцев они оказываются не востребованными российскими гражданами, то работодатель должен получать право на привлечение иностранных работников.

4. Дактилоскопия. С мая 2013 года все мигранты, имеющие право на безвизовый въезд в Россию, должны проходить обязательную процедуру дактилоскопии при пересечении границы.

5. Языковой экзамен. Все желающие работать в России должны сдать специальный экзамен на владение русским языком.

6. Наладить процесс выдворения мигрантов из страны. Открыть сеть центров для содержания иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.

7. Быстрый арест. С мая 2013 года вступили в силу поправки в Административный кодекс, которые позволяют сотрудникам правоохранительных органов задерживать мигрантов, отказывающихся представлять документы.

8. Ужесточение УК. В этом году будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (статья 322 УК), приравнивая ее к тяжким преступлениям.

9. Переориентация мигрантов. Снизить миграционную нагрузку на Москву и крупные европейские города путем повышения инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Байкальского региона.

10. Русификация. Если все-таки мигрантам удалось осесть в России, то ФМС должна сделать все для "противодействия социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров