Угроза дефолта в США создала риск санкций для российских банкиров

21 октября 2013, 15:44, ИА Амител

Через полгода Налоговая служба США (IRS) опубликует список банков, готовых предоставлять информацию об американских налогоплательщиках во избежание уплаты 30-процентного налога. Кредитным организациям, не попавшим в список, грозят санкции. При этом Россия до сих пор не заключила с США межправительственное соглашение, хотя оно уже разработано. Как выяснили "Известия", переговорный процесс был приостановлен из-за угрозы дефолта США.

Российские банки не решаются обратиться к IRS самостоятельно, чтобы заключить с ней договор о передаче сведений. Объем операций с участием американских контрагентов составил $284 млн в 2012 году. Больше всего проблемой озабочены крупные игроки, в частности Сбербанк.

По закону FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения. В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Теперь предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Эти санкции будут применяться уже с 25 апреля 2014 года.

Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути пошла и Россия, заключив с Соединенными Штатами межправительственное соглашение.

Первый раунд переговоров стартовал в конце мая. Изначально оговаривалось, что российские банки будут направлять сведения об американских налогоплательщиках ФНС, а та — IRS.

Как рассказал "Известиям" высокопоставленный чиновник, близкий к переговорному процессу, проект межправительственного соглашения уже разработан. Однако договориться сторонам помешала угроза дефолта США. Технический дефолт мог быть объявлен 17 октября 2013 года из-за разногласий республиканцев и демократов, но противоборствующие стороны пришли к компромиссу.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин сообщил "Известиям", что переговоры с США были заморожены из-за шатдауна:

— В течение нескольких месяцев мы ведем интенсивные консультации с американской стороной по поводу заключения соглашения. Эти консультации были приостановлены в последние недели из-за угрозы дефолта США, но в целом мы надеемся на позитивный исход осуществляемого взаимодействия. И на то, что в ближайшее время мы сможем перейти от консультаций к переговорам, по итогам которых может быть парафировано соответствующее соглашение. Поскольку любое соглашение является двух- или многосторонним актом, гарантировать его подписание как вообще, так и на какую-либо дату мы не можем.

Банкиры с нетерпением ожидают разрешения ситуации. Как ранее отмечала зампред Сбербанка Белла Златкис, если стороны не придут к консенсусу, кредитные организации будут вынуждены заключать с IRS индивидуальные соглашения, чтобы избежать налоговых санкций. При этом действующее российское законодательство (законы о банковской тайне, о персональных данных, Гражданский кодекс) в настоящее время препятствует передаче банками данных о клиентах американским налоговикам.

По словам главного аналитика UFS IC Алексея Козлова, беспокойство банкиров вполне объяснимо: 


— До часа икс остается всего полгода, а воз и ныне там. Нужно разрешить целый комплекс вопросов от изменения российского законодательства до заключения договоренности с США. Даже если в переговорах со Штатами не возникнет конфликта интересов, времени остается крайне мало. Уже сейчас возникает ощущение, что отведенного срока может не хватить.

Предправления банка "БКС Премьер" Эмиль Юсупов и начальник службы финансового мониторинга СМП-банка Ирина Тумасьева сходятся во мнении, что наиболее разумным является централизованный подход: передача данных IRS через ФНС.

Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин обращает внимание на то, что в соглашении нужно прописать критерии, по которым банки должны выбирать клиентов для проверки, а также перечень сведений, которые кредитные организации могут и не могут раскрывать налоговым органам США. Кроме того, должны быть обозначены способы и сроки обмена информацией, а также алгоритм проверки доходов клиентов, указывает Васин.  

Как отмечает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров, банкам потребуются и расходы на софт, и на доработку систем безопасности для передачи данных IRS:

— В целом расходы прямо пропорциональны количеству клиентов банка. Если брать такого гиганта, как "Сбер", то речь может идти и о миллионах долларов.

По мнению замдиректора департамента банковского аудита ФБК Романа Кенигсберга, оптимально было бы использовать для направления сведений каналы Росфинмониторинга, так как он не ограничен в передаче полученной информации третьим лицам, но имеет право получать от кредитных организаций информацию об операциях их клиентов.

В свою очередь, директор банка "Восточный экспресс" по рынкам капитала и связям с инвесторами Виктор Тимотин предполагает, что ряд банков вообще откажется от обслуживания американских налогоплательщиков, чтобы избежать санкций.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров