Минпромторг декриминализировал пищевой мак

06 ноября 2013, 09:54, ИА Амител

Минпромторг в лице Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердил новые поправки к госстандартам на пищевой мак, которые могут изменить ситуацию вокруг так называемых маковых уголовных дел. В новых требованиях уже ничего не говорится о допустимых нормах по содержанию в пищевом маке наркотических веществ. Чиновники также ссылаются на технический регламент Таможенного союза, который и вовсе не содержит каких-либо требований к пищевому маку. Эксперты, впрочем, опасаются, что наркополицейские по-прежнему будут оперировать собственными жесткими стандартами — уголовные дела против торговцев промышленным маком возбуждаются, даже если в зернах находят мизерные примеси наркотических веществ. 

Как следует из документа, с которым ознакомились "Известия", поправки к ГОСТу Р 52533-2006, касающиеся пищевого мака, утвердил начальник Управления технического регулирования и стандартизации Росстандарта Виктор Клюшников. Главное отличие документа от предыдущего заключается в том, что из него пропал фрагмент, который "работал" на Госнаркоконтроль: вместо строчки "Содержание наркотических веществ не допускается" теперь стоит прочерк. 

По другим пунктам, как, например, максимально допустимое содержание посторонних (в том числе наркотических) веществ, отсылка теперь идет не к СанПиНу, а к техническому регламенту Таможенного союза (ТС) "О безопасности зерна". В приложениях к техрегламенту ТС с конкретными требованиями к зерну нет ни слова о маке. Таким образом, мак фактически выпал из продуктов, подлежащих особому контролю.

Этот документ может изменить судьбу фигурантов "маковых" уголовных дел, возбужденных Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) против торговцев пищевым маком. Обвиняемыми по одному из таких дел стали столичный бизнесмен Сергей Шилов и кандидат сельскохозяйственных наук биолог Ольга Зеленина. 

Дело против Сергея Шилова, главы ОАО "МКМ" — импортера мака, впервые возбудили в 2010 году по факту контрабанды пищевого мака через брянскую таможню. Дело, впрочем, было вскоре закрыто, поскольку экспертиза МВД признала, что наркотические вещества содержатся в маке в следовых количествах и производить из этого мака наркотики невозможно. 

В 2012 году Шилов и его компаньоны вновь попали в уголовное дело. На этот раз ФСКН обнаружил на их складах легально ввезенные в Россию 200 т мака, в которых эксперты обнаружили примеси наркотических веществ. Шилова обвинили в покушении на сбыт наркотических средств в особо крупном размере в составе организованной группы (ст. 30 УК РФ, ч. 3 ст. 228 УК РФ).

Следователи Госнаркоконтроля признавали, что испанский мак проходил двойную очистку, поэтому морфин и кодеин содержались в следовых количествах — менее десятой доли процента. Однако помножив эту долю на общий вес всей партии мака следователи получили "особо крупные" объемы морфина и кодеина, которые Шилов якобы пытался ввезти в Россию. 

Тогда же глава ФСКН Виктор Иванов отрапортовал о том, что "была задержана преступная группировка, возглавляемая Сергеем Шиловым", что "позволило сократить поставки в Россию криминального мака на 20%". 

В рамках этого же дела была задержана и заведующая химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольга Зеленина. В 2010 году она по просьбе Шилова составила разъяснения, касающиеся ГОСТов по пищевому маку, и, в частности, написала, что из мака с таким процентом примесей невозможно производить наркотики. В результате ее обвинили в пособничестве Сергею Шилову по ст. 33 и ст. 188 УК РФ ("Пособничество в покушении на контрабанду наркотических средств, совершенном организованной группой"), ст. 30 и ст. 228-1 УК РФ ("Покушение на незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, совершенное организованной группой"), а позже и ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий").

По данным "Известий", расследование этого дела завершено и вскоре оно направится в суд. На днях дело Шилова будет обсуждаться на заседании в Общественной палате, где рассмотрят вопрос о наркотическом маке. 

— Мы надеемся на то, что поправки в ГОСТ укрепят нашу позицию и следствие примет их во внимание, — пояснил "Известиям" один из фигурантов дела и партнер Шилова — Валентин Котенков.

Эксперты сомневаются в том, что Госнаркоконтроль изменит свое отношение к этой ситуации. 

— Все дела, касающиеся легально ввезенного в Россию и прошедшего таможню пищевого мака, мягко говоря, неправовые, — пояснил "Известиям" член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека Лев Левинсон. — У наркополицейских есть два козыря: перечень наркотических средств, включающий маковую соломку, и государственный запрет на наркосодержащие растения. При этом сам мак не запрещен к ввозу. В результате у ФСКН своеобразная отмычка, от которой ничем не прикроешься: любая крупная партия мака с ничтожными примесями, как у Шилова — в районе 0,01%, подпадает под статью по особо крупному размеру.

Левинсон отметил, что сомневается в том, что изменение ГОСТов как-то отразится на деле Шилова и Зелениной, поскольку ФСКН в своей работе и так не обращала на ГОСТы никакого внимания. Подобные дела возбуждались и до 2006 года, когда перестал действовать старый советский ГОСТ от 1976 года, который допускал наличие в маке 3-процентной сорной примеси, которая и включает в себя вещества опийной группы. 

Ученые также скептически относятся к требованиям Госнаркоконтроля касательно полного отсутствия наркотических веществ в пищевом маке. Это подтвердилось во время расследования дела Шилова, который, собирая доказательства своей невиновности, обращался к ученым и экспертам за помощью. 

Так, директор Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства (НИИСХ) Александр Васютин в марте 2013 года заявил, что абсолютная очистка пищевого мака от примесей невозможна.

"Даже при полной очистке партии мака пищевого от органической сорной примеси возможно наличие в ней пылевидных частиц или наслоений опия на семенах мака, в которых могут быть идентифицированы опийные алкалоиды", — написал в своем заключении ученый. 

В 2011 году НИИСХ пояснял, что подобные доли наркотических веществ в маке не могут быть наркотическим средством. 

В ФСКН "Известиям" сообщили, что они в курсе принятых поправок, однако выразили сомнение в том, что они повлияют на судьбу уголовных дел, связанных с контрабандой наркосодержащего мака.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров