Один день с губернатором Алтайского края

07 ноября 2013, 14:27, ИА Амител

Корреспондент "Комсомольской правды" провел рабочий день с Александром Карлиным. Предлагаем читателям ИА Амител ознакомиться с полной версией материала Евгения Сазонова, опубликованного сегодня, 7 ноября, в газете "КП":

В Барнаул летел с определенным настроением и планом. Встреча с губернатором Алтайского края, интервью в тихом, уютном кабинете, статистика об успехах - какие здесь могут быть сюрпризы? Из Интернета узнал: мой собеседник - Александр Карлин - родился в алтайском селе, с отличием окончил школу и юрфак, начинал прокурором "на земле", дошел до первого замминистра юстиции. Ответственный пост занимал в Администрации президента страны. Мне казалось, что подобным людям чужды простые, человеческие интересы. И даже один из лучших губернаторов России, все-таки остается в первую очередь чиновником. А чиновники у нас традиционно лаконичны, суровы и закрыты. Потому питать к ним теплые чувства очень сложно…

Но жизнь, как всегда, оказалась многогранней, чем мы о ней думаем. И более непредсказуемой. С самой первой минут встречи все пошло не так.

8.50 – кабинет губернатора

Слева на стене - Путин. Напротив - Медведев. Все стандартно. Казалось бы. Ан нет. Третий портрет, написан маслом - Петра Столыпина. Даже не удивляюсь, почему он здесь: один из лучших российских политиков, его реформы дали первый толчок к развитию сельского хозяйства на Алтае. А сегодня крупнейшим аграрным регионом России управляет доктор юридических наук.

Крепкое рукопожатие.

- Успели посмотреть наши края? Давайте отойдем от формата интервью? У меня назначено несколько встреч и поездок - приглашаю. Пообщаемся не совсем формально, а вы заодно город посмотрите. И понаблюдаете работу губернатора изнутри.

Мы подходим к карте края.

- Территория у нас огромная. Семь климатических поясов. На одной стороне - лен растет, на другой – бахчевые и промышленные плантации винограда. У нас из-за морозов люди кладут стены домов в три кирпича - и виноград научились выращивать!

О своем регионе Карлин готов рассказывать часами. Но помощник сообщает, что в приемной уже ждут.

9.30 - встреча с организаторами благотворительного марафона "Поддержим ребенка"

Этот рабочий день глава края начал с обсуждения проблем больных детей. Вопрос поиска денег для лечения редких детских болезней - мне всегда казался таким далеким от губернаторских забот. А тут увидел, что Карлин на редкость хорошо разбирается в патологиях и технологиях лечения, стоимости операций и реабилитации. Я бы понял, если бы он был в прошлом медицинским работником.

- Александр Богданович, дело ли губернатора заниматься такими проблемами? Есть же для этого организации на региональном и федеральном уровне!

- Но как же я этим могу не заниматься? Это же дети. Это же наше будущее.

- Но большинство чиновников живут настоящим. Спрашивают их за настоящее. Разве не так?

- Задача губернатора - заниматься и настоящим, и будущим, – твердо говорит он. - Это часть моей работы. И судьбы детей, попавших в трудную ситуацию - тоже.

Тут он смягчается. Передо мной отец, вырастивший двух сыновей.

- К сожалению, не всем детям Алтайского края я могу помощь. Но это не значит, что можно сидеть, сложа руки. Федеральные деньги выделяются на операции и лекарства. Но проблемы обычно возникают в процессе реабилитации. И здесь на помощь уже приходит "Марафон". Специальные костюмы, дополнительные лекарства... Значительная часть денег приходит в качестве пожертвований. Я выступаю как гарант того, что деньги пойдут именно по назначению. Кроме того, если письмо с просьбой помочь подписано губернатором, к нему больше внимания...

10.00 – встреча с инвесторами

В кабинет заходят мужчины в приличных костюмах. Они вкладывают средства в строительство комплекса "Белокуриха-2" и дальнейшее развитие предприятия "Сибирь – Полиметаллы". Гости уверяют главу края, что все идет темпами комсомольской стройки, но Карлин задает вопросы и поднимает проблемы, от которых бизнесмены начинают нервно поправлять галстуки. На встрече решаются вопросы финансирования, строительства дороги, закупа оборудования, привлечения специалистов. Прощаясь, инвесторы хвалятся дипломом, полученным за "Белокуриха-2", признанным лучшим туристическим проектом в мире на международном форуме. Губернатор воспринимает эту новость спокойно.

- Хорошо, что наша идея заняла первое место среди 80 стран. Но я буду счастлив только тогда, когда проект получит воплощение в камне, бетоне, готовых лечебных корпусах. Ростуризм нам помогает. Дорожники готовы освоить средства. Деньги выделены. Край примет активное участие в строительстве.

10.55 – оперативное совещание

Вокруг стола сидят руководители управлений и департаментов. Начальники, пиджаки, галстуки, доклады. Темы: от асфальта до младенцев. Первым, как и подобает в крупнейшем аграрном регионе страны, докладывает руководитель сельского хозяйства. Вопрос - завершение уборки урожая. Рассказывает бодро, но в ответ получает неудобные вопросы от губернатора. Урожай хороший, а закупочные цены падают. И совсем бы упали, если бы не поддержка государства в виде зерновых интервенции. Кое-кто из зернопереработчиков отказывается принимать влажное зерно. Это вызывает жесткий комментарий Карлина.

- Где, а самое главное, когда крестьянину, убирающему хлеб под дождем, сушить его? Это что за капризы? Мы с таким трудом добились зерновых интервенции! И что в ответ? Земледельцы сегодня ночуют в поле в ожидании хорошей погоды, а зернопереработчики должны ночевать на проходной, дожидаясь машин с урожаем!

Доклады идут один за другим. И к каждому у главы края есть что добавить. Идет активная работа. Подчиненные понимают: просто так не проскочишь. Один попытался – но быстро сник под градом уточняющих вопросов. Карлину до всего есть дело. Отопительный сезон, осенние каникулы детей, какой сюжет показали о крае по телевизору, как выступил местный ансамбль народных песен и танцев (параллельно всем посоветовал сходить на его выступление и культурно обогатиться) И на фоне этого - почему в новом музее Михаила Калашникова, до сих пор нет еще ни одной экспозиции.

Меня поражает: губернатор въедлив во все вопросы и знает проблемы региона до мелочей. По любой теме есть у него дополнения и пожелания. И их так много, что я начинаю подозревать постановку. Разве может один человек так досконально во всем разбираться. Но после подслушанного диалога, выходящих из кабинета начальников, застыдился своих подозрений:

- Быстро мы сегодня отстрелялись…

- Да, и Богданыч что-то мало дергал. Спокойный день.

- Да… Спокойный.

13.00 - встреча с главами районов

Снова – тема завершения уборки урожая. Опять возникает вопрос по влажному зерну.

- У этого заготовителя тоже есть претензии к крестьянам?

- Передайте, пожалуйста, всем переработчикам - других крестьян у меня нет и сухого зерна в этом сезоне не будет. За последние 50 лет - это самый дождливый год. И еще - если еще раз будет развёрнута машина с зерном, то следующей машиной, которую увидит они у своих ворот, станет моя.

Шутка явно удачная. Но никому за столом не до смеха.

К обеду у меня в голове каша от количества полученной информации, круга решаемых вопросов, остроты поднятых проблем. И это при том, что я просто слушал и не принимал никаких решений.

- Что-то Вы выглядите усталым…, - хмурится губернатор в редкий момент, когда мы остаемся одни. - Сейчас я вас верну к жизни.

Он достает из стола маленькую бутылочку и отливает добрую порцию мне в кофе.

- Бальзам на алтайских травах. Безалкогольный, естественно. Реально помогает.

Реально помогает. Минут на 30. Дальше у меня опять начинает кружиться голова от обилия информации. А ведь информация – моя работа.

- Александр Богданович! Как вы умудряетесь во всем этом разбираться, все помнить, из таких разных сфер?

- Так я же работал прокурором по общему надзору. А общий надзор требует энциклопедических знаний. Плюс это же все безумно интересные темы, как можно не стараться в них разобраться!, – смеется губернатор.

16.00 - завод "Ротор"

Это предприятие, работает на оборонку и сегодня, как говорят военные, в строю. Развив производство товаров народного потребления, коллектив "Ротора" с успехом продолжает делать высокоточные приборы для авиации и ВМФ. Здесь стабильный коллектив, крепкие заработки, налоги платят исправно. Пройдясь по цехам с губернатором, был крайне удивлен - на современных станках с ЧПУ работают совсем молодые парни. По всей России пытаются привлечь молодежь на заводы, говорят о престиже рабочих профессий. Барнаул – одно из немногих мест, где это удается. Собственно – за этим опытом губернатор и приехал на завод. Карлин спрашивает, что делаете, дабы ребята остались на производстве. Спрашивает и у директоров, и у самих парней. Ответы сильно разнятся.

В конце встречи губернатор интересуется проблемами.

- Светофор бы надо поставить на перекрестке к нашему заводу. Вечно пробки, на работу опаздываем - практически хором отвечает рабочий класс.

- Хорошо - я поговорю с мэром.

На выезде застреваем в пробке.

- Это здесь просили светофор?

- А вам то зачем решение этого вопроса, Александр Богданович? Это же городская проблема.

Карлин смотрит на меня с недоумением.

- Я вопросы на городские и краевые не делю. И к тому же – я пообещал!

17.30 – визит к бывшему директору НИИ Садоводства

- Только надо бы побыстрее, - говорит помощник губернатору, который с букетом цветов входит в коттедж, - У нас еще встреча в спорткомплексе "Победа" запланирована на сегодня.

- Это уж как Ида Павловна отпустит, – улыбается губернатор. Я начинаю понимать, что это у губернатора единственный момент за весь день, когда от него ситуация не зависит, но он нисколько не опечален этим.

- Кто такая Ида Павловна? – обращаюсь к Александру Богдановичу.

- Калинина – женщина в наших краях известная. 22 года возглавляла институт садоводства. Её знает вся Сибирь. Сегодня ей исполняется 87 лет, - рассказывает мне губернатор. - Удивительная женщина. Автор 162 сортов яблони, груши, сливы, вишни, облепихи, смородины, малины, жимолости, калины, земляники. Участвовала в работе сессии Генеральной ассамблеи ООН, избиралась депутатом Верховного Совета СССР, была членом Комитета советских женщин, 20 лет возглавляла краевой Комитет защиты мира. Огромный авторитет по всей Сибири. Стальной характер, которому могла бы позавидовать и Маргарет Тэттчер.

- А цель визита сегодня? Какой рабочий вопрос?

- День рождения у Иды Павловны. 87 лет исполняется.

Уйти быстро не получится. Губернатора сажают за стол. Нас тоже умудряются накормить пирожками.

- Простите, Ида Павловна, прибыли позже, чем собирались…

- Да понимаю – были на "Роторе". "Ротор" поважнее будет. – Лучше скажите, как уборка-то идет?

- Заканчиваем. Почти всё собрали. Несколько районов отстают, дожди мешают.

- Жалко мне вашего времени Александр Богданович. Вам, наверное, ехать надо – столько дел. Спасибо, что не забываете.

- Ну как же вас забыть, Ида Павловна! Есть немного - чуть еще посидим – и поедем. Дел, действительно много.

- Кстати, больница что рядом, все разрастается. Красивая очень. Все вашими стараниями – знаю.

- Ну не только моими, не только.

Помощник многозначительно стучит по часам. Мы снова в пути.

- Удивительная женщина, - говорит Карлин уже в машине. – Воля, ум, профессионализм. А сколько у нас таких людей, кому край обязан своим процветанием. Я, к сожалению, всех их объехать не могу. И не могу всем лично сказать спасибо. Но, кланяясь лично Иде Павловне и ее подругам, мы показываем, что помним тех, кому край обязан процветанием. И уважаем их.

- Кстати, о какой больнице говорила Ида Павловна?

- А я вам сейчас покажу. У нас тут выстраивается целый медицинский кластер. На базе старой городской больницы сделали региональный центр. Завтра как раз здесь будет общероссийское совещание по кардиологии. Будем делиться опытом. Заедем, посмотрим готовность.

18.15 – Краевая клиническая больница

Мы подъезжаем к городку, в котором есть все – от роддома до центра трансплантологии. Один из самых современных в России. Губернатор рассказывает о нем с гордостью – ему самому нравится, как все тут устроено.

- Больному, приехавшему из района, а у нас 60 сельских районов – удобней – все в одном месте. Проверился и вылечил сразу все. Не мотается по городу, а неспешно переходит из одного корпуса в другой. А во-вторых, это дешевле нам обходится. Не надо строить отдельные прачечные, кухни для каждой больницы, заводить отдельные бухгалтерии и так далее. Медицинский кластер – очень удобная вещь. В первую очередь – для людей.

- Как же удалось пробить такой проект?

- Сходил на прием к Владимиру Владимировичу, потом к Дмитрию Анатольевичу, потому к Валентине Ивановне… А потом еще сделал круг… И еще…

Такое ощущение, что ему приятно вспоминать об этих хлопотах. Потому что есть результат.

С таким же удовольствием он рассказывал и показывал мне отреставрированную филармонию, молодежный театр имени Валерия Золотухина, куда мы заехали по дороге. Действительно шикарные здания, отремонтированные не без помощи федерального центра, но не без губернаторского лобби.

- Сами-то успеваете в театры ходить и читать?

- По мере сил. Пример подавать стараюсь.

Здесь губернатор не покривил душой. В кармане у него лежали два билета в филармонию – директор вручил, когда мы заезжали. А по поводу книг – отдельная история, читает губернатор действительно много. И прочитанные книги – оставляет в приемной, где за ними идёт настоящая охота среди сотрудников администрации.

18.49 – новый городской стадион с искусственным покрытием

Новый стадион выглядит шикарно, залитый яркими огнями. Трогаю искусственную траву рукой – Москва позавидует. Мимо нас пробегают по дорожке две девушки. Здесь же тренировался местный легкоатлет с мировым именем Сергей Шубенков.

- Раньше здесь была помойка – страшно смотреть. А теперь открытый для всех стадион. Таких в крае несколько. А будет еще больше, – рассказывает губернатор. – Все краевые стройки контролирую лично. Я должен видеть сам, за что мы платим из бюджета края.

19.00 – спорткомплекс "Победа"

Двухметровые парни из "АлтайБаскет" прервали тренировку, чтобы пожать руку губернатору. По разговору понял, они хорошо друг друга знают.

- Вы меня на прошлую игру приглашали. И продули! Хорошо, что я не смог прийти, упрекает Карлин баскетболистов.

- А вот если бы пришли, мы бы выиграли! – парирует одни из нападающих.

Громовой раскат смеха взлетает под высокий потолок спортзала.

На втором этаже – тренировка малышей по тхэк-ван-до. Пятилетние крохи отрабатывают блоки и удары. Завидев делегацию, тренер дает команду по-корейски и малыши застывают в приветственном поклоне. Губернатор кланяется в ответ.

Мальчишки и девчонки безо всякой подготовки демонстрируют свои приемы. Работа внушает уважение. Губернатор доволен. К этому спортивному центру он тоже приложил руку.

В фойе глава региона разговорился с родителями. Они пожаловалис – "Комплекс хорош, но уже трудно попасть. Не вмещает всех желающих".

- Будем строить комплекс для единоборств. Проект уже есть, - успокаивает он собравшихся.

21.00 - работа с документами

- Это завершающий этап моего рабочего дня. Повезло - сегодня документов немного.

- Это - немного?!, - интересуюсь, глядя на стопку папок высотой сантиметров 30. - А когда же - много?

- Бывает и больше. Только, как говаривали в пору моей прокурорской молодости, мы же свою работу в килограммах не измеряем.

Наблюдаю как губернатор тщательно изучает каждый документ. На одни ставит - визу, другие возвращает на доработку, третьи откладывает до совещания с заинтересованными лицами.

- А вот эту папку я еще утром видел на Вашем столе?, - адресую вопрос Карлину.

- Здесь судьбы людские. Это прошения о помиловании, которые скоро пойдут на имя президента. Они рассмотрены общественным советом - и уже даны рекомендации. Мне интересно – совпадет ли мое мнение как профессионала с выводами комиссии. Я изучаю сначала дело человека, преступившего закон, делаю свой вывод и только потом открываю резюме общественного совета. И вы знаете - еще ни разу мой вывод не расходился с выводом совета. Что это значит? То, что мы пока слишком мало доверяем общественности, а она достойна решать более широкий круг вопросов. Нужно делить с ней ответственность. По крайней мере - в Алтайском крае.

- Александр Богданович, вы беретесь за круг вопросов, за который вас не спрашивают: филармония, театр, художественный музей, спорт, медицина, трудные дети, Откуда эта тяга объять необъятное?

- Я родился в деревне. Сельский житель, ведь, никогда не пройдет мимо проблемы. Деревенский человек не живет сегодняшним днем и очень требователен к себе. Если вы мне назовете хоть одно из дел, которое в повестке сегодняшнего дня было лишним, я с радостью его вычеркну из зоны своей ответственности.

Листаю свою записную книжку. Но захлопываю ежедневник и качаю головой. Часы бьют десять вечера. Протягиваю руку на прощание. Его рукопожатие такое же крепкое, как и утром. Кажется, этот человек совершенно не устал после стольких встреч и поездок.

В 22.10 покидаю здание администрации края. Оборачиваюсь и вижу с десяток светящихся окон. Рабочий день у команды Карлина продолжается. Обычный рабочий день чиновников, которых я теперь по-настоящему уважаю. Один из редких спокойных дней…

Фото: Олег Укладов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров