АКИПКРО: как Алтайский край переходит на новые стандарты основного образования

14 ноября 2013, 09:03, ИА Амител

В 2014 году снижается финансирование сферы образования, а с 2015 года все школьники Алтайского края будут учиться по новому образовательному стандарту. Подробности нововведений сообщает Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Думается, читателям ИА "Амител" это тоже будет интересно. 

В Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) прошел семинар по подготовке образовательных учреждений Алтайского края к введению Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО).

Открыла семинар главный специалист отдела дошкольного и общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ирина Чаверда. Красной нитью выступления стала мысль о снижении финансирования сферы образования в 2014 году – федеральных денег не ожидается, финансирование будет осуществляться только из краевого бюджета.

Поскольку с 2015 года ФГОС ООО вводится во всех школах края в штатном режиме, к тому времени в каждой школе должен быть комплект учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Уже сейчас Алтайский край, единственный из всех регионов страны, закупает учебно-производственное оборудование (швейные машины, холодильники, плиты). На эти цели потрачено 18 млн руб., по средней цене 120 000 за комплект.

Увеличивается количество школ края, где вводится ФГОС основного общего образования

Причем увеличивается оно в геометрической прогрессии.

У первых 16-ти школ, включившихся в эксперимент, по новым стандартам в этом учебном году учатся пятиклассники. Начальные классы у них были выстроены также в соответствии с ФГОС начального общего образования (НОО). Теперь эти школы становятся тьюторами (консультантами) для общеобразовательных учреждений, включившихся в эксперимент в этом году. А таких школ – пилотных ("пилотов") – 94, из них 89 – участники эксперимента по введению ФГОС НОО с 2009 года.

Цель 16-ти школ – апробация механизмов управления введения ФГОС ООО, осваивание способов проектирования компонентов основных образовательных программ основного общего образования, освоение системно-деятельностного подхода. Эти школы должны представить результат в виде комплекта методических рекомендаций, отражающих механизмы подготовки к введению стандарта в ООО. Им также необходимо отрефлексировать, как идет реализация стандарта в 5-х классах, как будет вестись подготовка к введению стандарта в 6-х классах.

О тьюторском сопровождении

Свой опыт тьюторы будут передавать пилотным школам. На прошедшем семинаре они совместно разработали план взаимодействия, включающий и открытые уроки, и консультации, в том числе сетевые, и семинары. Также тьюторы готовят методические рекомендации по разработке образовательных программ и критериев для экспертизы рабочих программ по ФГОС, по определению перечня учебников, по разработке плана методической работы, по вопросу эффективного использования оборудования в учебных целях. Тьюторы также представят варианты сетевых форм взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, что актуально при организации внеурочной и в сельских, и в городских загруженных школах

Школы-тьюторы, уже прошедшие путь освоения ФГОС в 5-х классах, могут предостеречь "пилотов" от возможных рисков и неудач.

В 2014-15 учебном году круг школ, вовлеченных в эксперимент, вновь увеличится. И для них уже нынешние пилотные школы станут тьюторами, помогающими с минимальными рисками начать обучение по новым стандартам.

Как школы готовятся к введению ФГОС?

Введению новых стандартов предшествует серьезная подготовка. Все педагоги-предметники, которым предстоит работать в 5-х классах, а также управленческая команда учебного заведения проходят повышение квалификации по новым стандартам. Обновляется нормативно-правовая база на уровне учреждения, а рабочие программы и основная образовательная программа приводятся в соответствие с новым Законом об образовании, с требованиями ФГОС.

В марте на аналогичном семинаре пройдет экспертиза основных образовательных программ ООО. А в апреле-мае – общественно-профессиональная экспертиза.

Как руководство школы отслеживает реализацию стандарта?

Иными словами - как организуется внутришкольный мониторинг?

Что является предметом контроля, мониторинга с точки зрения ФГОС НОО? Это метапредметные действия: целеполагание, умение ставить учебные задачи. Мониторинг метапредметных умений должен проводиться ежеквартально в соответствии с отчетом по результатам четверти. К метапредметным действиям относится, кроме прочего, коммуникативная деятельность – умение работать в группе (мониторинг ее сформированности проводится через проекты), читательская грамотность (в т.ч. умение работать с информацией в разных видах). С читательской грамотностью в этом контексте у наших учеников большие проблемы.

Первые результаты

По словам Светланы Петровны Дударевой, завуча по воспитательной работе Солонешенской школы Солонешенского района, главным на семинаре для нее стало знакомство с опытом других школ. "Наша школа является пилотной по проекту введения ФГОС ООО, сейчас пока по новому стандарту обучаются четвероклассники. Но мы наблюдаем явную разницу в детях – кто учится по-новому, и кто по традиционной программе. Школьников, обучающихся по ФГОС НОО, отличает самостоятельность, умение находить нужную информацию. Причем это дети не "отобранные", наоборот – они все из маленьких удаленных сел".

Татьяна Владимировна Денисенко, заместитель директора по учебно-методической работе лицея "Эрудит" из Рубцовска, отмечает, что "педагоги, работающие по новым стандартам, отличаются, прежде всего, осознанной реализацией системно-деятельностного подхода. Кроме того, они активно используют учебно-лабораторное оборудование".

Участники семинара высказали слова благодарности преподавателям АКИПКРО за содержательные занятия и подчеркнули: "Замечательно, что мы все встретились и пообщались, живое общение многое дает".

С представителями школ работала целая команда преподавателей АКИПКРО: Наталья Григорьевна Калашникова, первый проректор АКИПКРО, д.п.н., профессор, научный руководитель краевого эксперимента, заместитель руководителя краевого координационного совета; Елена НиколаевнаЖаркова, проректор по УМР АКИПКРО, к.п.н., доцент; Ирина Николаевна Стукалова, доцент кафедры теории и методики преподавания естественнонаучных дисциплин АКИПКРО, к.х.н.; Татьяна Геннадьевна Кулакова,доцент кафедры управления качеством образования АКИПКРО, к.п.н., Людмила Николаевна Шкуркина, к.п.н., доцент кафедры экономики и менеджмента в образовании, Ирина Николаевна Овсиевская, к.п.н., доцент кафедры управления качеством образования, Александр ЮрьевичМуратов, доцент кафедры информатики и ИКТ АКИПКРО, к.п.н., Ирина АлексеевнаНовикова, доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания АКИПКРО, к.п.н.; Елена МихайловнаБелорукова, доцент кафедры начального общего образования АКИПКРО, к.п.н.; Ирина СергеевнаДоровских, ст. преподаватель кафедры начального общего образования АКИПКРО; Марина ВикторовнаМосинцева, ст. преподаватель кафедры теории и методики преподавания естественнонаучных дисциплин АКИПКРО, Оксана МихайловнаКаленкович, ст. преподаватель кафедры экономики и менеджмента в образовании АКИПКРО.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров