Что делать, если у ребенка начинает хромать успеваемость в школе?: советы психолога

Что делать, если у ребенка вдруг начала хромать успеваемость, появились плаксивость, раздражительность, а в дневнике – жирная двойка? Не очень приятная ситуация для любого из родителей. Как же поступить – отругать, выпороть, отмахнуться, не взять во внимание?

18 ноября 2013, 15:03, ИА Амител

О природе школьной неуспеваемости корреспондент "Вечернего Барнаула" Екатерина Доценко побеседовала с педагогом-психологом высшей квалификационной категории, руководителем оздоровительно-образовательного центра Еленой Абузовой, которая ежедневно работает с трудными школьниками. Предлагаем читателям ИА Амител ознакомиться с этим познавательным интервью:

Как начинается?

– Елена Леонидовна, с чего же начинается неуспеваемость?

– Важно, чтобы ребенок своевременно пошел в школу. В первом классе за соседними партами сидят ребятишки, которым шесть, семь и почти восемь лет. Естественно, больше предпосылок к хорошей успеваемости у тех, кто постарше. Эти дети нередко пользуются авторитетом среди товарищей, более уверенны в себе. Многие родители стремятся отдать ребенка в первый класс как можно раньше, ошибочно принимая умение читать за полную готовность к школе. Их малыш знает буквы, цифры, но тем не менее может быть еще недостаточно усидчив. У него далеко не всегда бывает сформирована мотивационная и волевая готовность к обучению.

– И с первого дня занятий у такого ребенка начинаются проблемы в школе?

– Чаще всего первый класс такие ребятишки благополучно проскальзывают, а проблемы с обучением у них начинаются со второго класса, когда возрастают потоки информации, требующей закрепления, и начинает оцениваться их труд. Вот тогда уже необходимо срочно корректировать ситуацию. Как правило, особенно остро проблема проявляется к концу первой четверти. Тогда поток новых обращений к нам в Центр возрастает с десяти до 20.30 ежедневно.

В споре виноват тот, кто умнее

– Получается, что мы, родители, больше виноваты в двойке, чем ребенок?

– Увы, нередко бывает именно так. Самый распространенный диагноз среди так называемых двоечников – синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – это фактически биологическая незрелость мозга, которому не хватило времени для успешного функционирования к моменту поступления ребенка в школу. Такой ребенок либо привлекает к себе внимание своей импульсивностью, безудержностью, без конца вертится, либо, наоборот, витает в облаках. СДВГ не является психическим заболеванием, но если ребенку не помочь, то может резко понизиться успеваемость в школе, нарушатся социальные отношения с одноклассниками и учителями. И возникнет общее ощущение своей неполноценности и низкой самооценки.

– Как же правильно реагировать учителю на выходки такого непоседы?

– Золотое правило для хорошего педагога – правило "3 П" (понимание, признание и принятие). Ребенка с синдромом СДВГ бесполезно ругать, он не сможет одним лишь усилием воли изменить свое поведение. А вот учет психофизических особенностей поможет учителю из минуса сделать плюс: нужно не бичевать и ругать, а давать такому ребенку как можно больше поручений.

Увы, такое понимание со стороны педагога можно встретить далеко не всегда. Мне приходилось держать в руках дневник ребенка, куда педагог не поленилась внести… 140 замечаний. Ребенок находился в подавленном состоянии. Возобновить его интерес к обучению и помочь вновь поверить в себя в таких условиях очень сложно.

Был случай, когда неторопливый, рассудительный ребенок- флегматик приобрел невроз от того, что школьный учитель-холерик все время его подгонял и без конца акцентировал на нем внимание. В итоге у ребенка – бесконечные колики и плаксивость, несмотря даже на то, что он учится в шестом классе.

– В такой ситуации невозможно не стать двоечником…

– Учителя тоже отчасти можно понять. Образовательные стандарты вынуждают педагогов к спешке. Для первоклашек далеко не всегда проводятся положенные физкультминутки. Тут уже порой не успеть с усвоением материала, не говоря уже о том, чтобы отыскать ключик к сердцу каждого ребенка.

Кнут или пряник?

– Что можно посоветовать папам и мамам, чьи дети обучаются не так хорошо, как хотелось бы?

– Прежде всего нужно объективно оценить, действительно ли у ребенка существуют проблемы с обучением или просто-напросто уровень его оценок не совпадает с вашими ожиданиями. Если у ребенка действительно трудности, можно обратиться за помощью к школьному психологу или в образовательный центр вашего района. Очень поможет любому ребенку правильно составленный режим дня, который скоординирует действия. Не усаживайте ребенка сразу же за уроки после того, как он придет из школы. Святые час-полтора он может позаниматься своими делами, просто отдохнуть. Много раз говорилось о том, что школьнику нужно сбалансированное питание. Это не пустые слова. Мне приходилось тестировать ребенка, который демонстрировал плохие знания. Стоило сделать в занятиях перерыв и напоить ребенка чаем с медом, как сразу его результаты на порядок улучшились. Важно продумать безопасный путь в школу. Пусть дорога будет длинней, но зато менее опасной.

– А как реагировать на двойку? Не хвалить же!

– С похвалой нужно быть вообще очень осторожным. Обязательно надо хвалить ребенка за то, что лично ему удается не сразу и требует от него определенных усилий. А вот за выполнение того, что ему дается легко, лишний раз хвалить не стоит. Независимо от того, какая успеваемость у вашего ребенка в школе, задумайтесь о том, сколько положительных установок на день вы даете ему утром, когда пьете чай перед школой. Настраиваете его на доброе утро или ворчите и критикуете? Положительный настрой мама может дать малышу даже во время своего отсутствия дома. К примеру, прикрепить стикер на холодильник или на дверь его комнаты с нарисованной улыбающейся мордашкой или надписью "Ты пришел – это здорово". Простой тест поможет понять вам, как вы относитесь к ребенку. Представьте, что вы со своим ребенком пьете чай за белой-белой скатертью. Вдруг он опрокидывает кружку с чаем. Ваши действия? Приметесь ворчать, кричать или спокойно улыбнетесь – ничего страшного, бывает! К некоторым детям во время занятий протянешь руку, чтобы погладить, а ребенок вдруг отстраняется и вжимает голову в плечи, словно боится удара. О чем я должна думать, как педагог?

– Ну а если, к примеру, ребенок дома устроил беспорядок, да еще и в школе подрался, как сделать ему замечание так, чтобы не затронуть его самооценку?

– Всегда оцениваем поступки, а не личность. Говорим про беспорядок, но ни в коем случае не вешаем ярлык "неряха". Разговор строим без излишней эмоциональности, кратко и по сути. Мальчик вообще не способен выслушивать монолог дольше трех минут. После этого его мозг просто отключается, и он вас не слышит.

Кстати, в школьной драке нет ничего противоестественного – драться можно, но за правое дело. Ребенок должен уметь постоять за себя и за тех, кто слабее и не может себя защитить. Прежде чем бичевать, нужно всегда разобраться в ситуации.

Но самое главное – ребенок должен знать, что вы его любите всегда: сопливого, подравшегося, больного, здорового. Любите просто за то, что он есть. Ребенок, которого в семье так любят, не побежит искать утешения на улицу.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

Как ругать малыша?

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого, эмоционального, полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого, рационального, полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы врожденной грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. И никогда не сравнивайте с другими детьми, как бы вам не хотелось этого.

Остановитесь. Выдохните. Посмотрите на своего ребенка. Посмотрите в его глаза. Он – самый лучший. Он – ВАШ.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров