Легендарный артист Алексей Баталов сегодня отмечает юбилей

20 ноября 2013, 13:07, ИА Амител

85-летие отмечает сегодня, 20 ноября, знаменитый советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР Алексей Баталов.

Будущий актёр родился в 1928 году семье актрисы Нины Ольшевской и актёра и режиссёра Владимира Баталова. Когда мальчику было пять лет, родители расстались и мать вышла за писателя Виктора Ардова. В их квартире на Ордынке бывал весь цвет русской интеллигенции: Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша и многие другие, -напоминает "Вечерняя Москва".

В кино Баталов дебютировал в 1944 году, снявшись в небольшой роли в фильме Лео Арнштама "Зоя". В 1950 году он окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко во МХАТ, после чего был призван в армию и до 1953 года служил актёром Центрального театра Советской Амии. C 1953 по 1956 год артист играл на сцене МХАТ имени Горького.

Начиная с 1975 года Алексей Владимирович преподаёт во ВГИК на кафедре актёрского мастерства. Многие годы Баталов являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации "Родина". С 2007 года актёр является президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Фильмография Баталова насчитывает 37 ролей в кино, в трёх из которых он выступил в качестве режиссёра и ещё к четырём написал сценарии. Предлагаем вашему вниманию подборку самых запоминающихся работ легендарного актёра.

Павел Власов, "Мать" (режиссёр - Марк Донской, 1955)

Пелагея Ниловна Власова (Вера Марецкая) наблюдает за революционной деятельностью своего сына Павла (Алексей Баталов), постепенно понимая всю значимость происходящих перемен. Потрясённая заключением Павла в тюрьму, Власова вступает в ряды революционного движения. Хватит ли матери мужества продолжить дело своего единственного сына?... Эта работа в экранизации одноимённого романа Максима Горького была для Баталова очень ответственна, потому как в классическом фильме Всеволода Пудовкина роль Власова исполнял Николай Баталов – дядя Алексея.

Наведите курсор на изображение

Автор: kino-teatr.ru

Борис, "Летят журавли" (режиссёр - Михаил Калатозов, 1957)

Трагическая история двух влюблённых – Бориса и Вероники (Татьяна Самойлова), в жизнь которых безжалостно вторглась война, навсегда вошла в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Невероятно красивая и эмоционально насыщенная картина, снятая по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые", в 1958 году стала лауреатом "Золотой пальмовой ветви" Международного Каннского кинофестиваля.

Наведите курсор на изображение

Автор: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Владимир, "Дорогой мой человек" (режиссёр - Иосиф Хейфиц, 1958)

Врач Владимир Устименко - человек долга и чести, предан делу, которому служит, и одной-единственной любви, которую проносит через всю жизнь. После долгой и неожиданной разлуки герои встречаются во фронтовом госпитале, где Владимиру предстоит оперировать свою не приходящую в сознание возлюбленную (Инна Макарова).

Наведите курсор на изображение

Автор: kinopoisk.ru

Гуров, "Дама с собачкой" (режиссёр - Иосиф Хейфиц, 1960)

Дмитрий Дмитриевич Гуров рано женился, жену не любит, тяготится детьми и не упускает случая завести роман на стороне. На отдыхе в Ялте он обращает внимание на даму, прогуливающуюся по набережной с собачкой (Ия Савина). Она молода, из хорошего общества, замужем, замкнута и ни с кем не знакомится. Несмотря ни на что, Гурову удается заинтересовать даму. Случайное знакомство перерастает в глубокое чувсто и открывает перед ними новый мир, полный иллюзорных надежд на совместное будущее.

Консультантом картины выступала одна въедливая старая дворянка, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, походку Баталова, она заявила: "Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили". В результате артисту пришлось работать над "правильной" походкой. Вскоре съёмочная группа поехала в Ялту и какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, закричал: "Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, - у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил..." Так "страдания" актёра прекратились.

Наведите курсор на изображение

Автор: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Гусев, "Девять дней одного года" (режиссёр – Михаил Ромм, 1962)

Молодые ученые-ядерщики: одержимый экспериментатор Гусев и скептически настроенный физик-теоретик Куликов (Иннокентий Смоктуновский), - давние друзья, влюблённые в одну девушку Лёлю (Татьяна Лаврова). Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем, который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и сам ученик. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, ученый продолжает опыты. При проведении очередного эксперимента Гусев получает новую дозу облучения и скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой. Учёный решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.

Изначально Михаил Ромм не хотел брать Баталова на роль Гусева: "Мне нужен другой актёр - более эмоциональный, экспрессивный, а Баталов - он какой-то замороженный внешне". Примчавшись в Москву из Симферополя, Алексей Владимирович рванул на "Мосфильм" к Рому и напористо заявил: "Я очень хочу сниматься в вашей картине". Сказано это было таким тоном, что режиссёр не смог отказать. В 1962 году картина была признана лучшим фильмом по результатам опроса журнала "Советский экран".

Наведите курсор на изображение

Автор: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Тибул, "Три толстяка" (режиссёр - Алексей Баталов, 1966)

Любимый несколькими поколениями детей и взрослых фильм-сказка о ловком канатоходце, борющемся вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом против управляющих государством трёх Толстяков. Борцам за свободу помогают добрый доктор Гаспар (Валентин Никулин) и смелая девочка-акробат Суок, которой приходится изображать из себя куклу. Ради небольшого эпизода, где Тибул, скрываясь от стражников идёт по канату над площадью, Баталов несколько месяцев тренировался, чтобы сыграть эту сцену без дублёра.

Наведите курсор на изображение

Автор: kino-teatr.ru

Фёдор Протасов, "Живой труп" (режиссёр - Владимир Венгеров, 1968)

По мнению главного героя этой двухсерийной экранизации пьесы Льва Толстого, окружающая жизнь пронизана грязью и фальшью. Протасов не желает участвовать "во всей этой пакости" и у него не хватает смелости с ней бороться. В результате он выбирает третий путь: пьёт и гуляет с цыганами, с каждым новым шагом приближая свою кончину. Глубокое проникновение в роль Протасова принесло Баталову множество восторгов от критиков, оценивших точность исполнения этого трудного во всех смыслах персонажа.

Наведите курсор на изображение

Автор: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Приват-доцент Сергей Голубков, "Бег" (режиссёры: Александр Алов и Владимир Наумов, 1970)

1920 год. Гражданская война на Юге России близится к завершению. После вторжения Красной армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от "окаянных дней" революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина (Людмила Савельева) и полковая дама Люська (Татьяна Ткач), приват-доцент Голубков и генерал Хлудов (Владислав Дворжецкий). Выброшенные в "тараканьи бега" стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты (Михаил Ульянов) в Париж — на розыски её сбежавшего мужа.

Мечтательный приват-доцент Голубков в исполнении Баталова воплотил в себе реальные черты философа и писателя Владимира Николаевича Ильина, родившегося под Киевом в том же 1891 году, учившегося в том же университете и в 1918 году ставшего там приват- доцентом, затем бежавшего в Турцию, а позже перебравшегося в Берлин и Париж.

Наведите курсор на изображение

Автор: kino-teatr.ru

Князь Сергей Трубецкой, "Звезда пленительного счастья" (режиссёр – Владимир Мотыль, 1975)

В основу сюжета картины были положены реальные судьбы декабристов: князя Сергея Трубецкого, князя Сергея Волконского и поручика Ивана Анненкова. Значительную часть фильма занимают сцены восстания декабристов, следствия по их делу и казни. В этой лирической и грустной картина Владимира Мотыля Баталов исполнил одну из своих самых ярких ролей.

Наведите курсор на изображение

Автор: kino-teatr.ru

Гоша, "Москва слезам не верит" (режиссёр – Владимир Меньшов, 1980)

На роль 40-летнего слесаря Георгия Иваныча (он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора) пробовались многие популярные актёры, в том числе Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, однако никто из них не устраивал режиссёра. Когда Меньшов отчаялся найти подходящего актёра и решил сняться в этой роли сам, худсовет не утвердил его. Помог случай - как-то по телевизору режиссёр посмотрел фильм "Дорогой мой человек" и был впечатлён игрой Баталова, однако заманить артиста в картину было непросто. Ознакомившись со сценарием, актёр отказался от роли, сославшись на занятость. Через пару дней он позвонил режиссёру и сказал: "Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!" Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11 лет старше своего героя.

Наведите курсор на изображение

Автор: kinopoisk.ru


Подробнее: http://vmdaily.ru/news/2013/11/19/dorogoj-moj-chelovek-10-legendarnih-rolej-alekseya-batalova-223380.html


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров