Россияне потеряли третью часть собранной накопительной пенсии

22 ноября 2013, 07:47, ИА Амител

Госдума одобрила в первом чтении очередную пенсионную реформу. Что ждет в результате будущих пенсионеров разбирался обозреватель КМ.ру Александр Романов.

О выгоде накопительной пенсии правительство долго и упорно рассказывало гражданам, часть которых до сих пор плохо понимает, что это такое. Деньги туда поступают небольшие, 6% от зарплаты, но споры, иметь ее или не иметь, идут яростные. Существенные суммы в накопительной части могут образоваться только с высоких зарплат. Если же зарплата средняя или ниже средней, говорить особо не о чем: накопленного хватит ненадолго. А надеяться на значительный прирост капитала за счет мастерства управляющих тоже не приходится: они далеко не Баффеты и не Соросы и до сих пор массово показывают весьма среднюю доходность.

Тем не менее, правительство рекламирует накопительную часть пенсии с таким же упорством, как некогда превозносило вложение ваучеров в паевые фонды. Мол, кто не знает, что делать с ваучером, – пусть вложит его в ПИФ. Вложили. И где теперь те ПИФ?.. Но мы отвлеклись.

19 ноября Госдума приняла в первом чтении так называемую новую пенсионную формулу. О том, как она выглядит, можно узнать из Твиттера депутата Оксаны Дмитриевой, которая не поленилась и выложила сие творение правительственных математиков.

 

Новая пенсионная формула. Источник: Твиттер Оксаны Дмитриевой

Законопроект также дает право гражданам до 31 декабря 2015 года выбрать, перечислять 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов в накопительную часть пенсии или же направлять эти средства в страховую часть. Напомним, что проблема касается лишь граждан 1966 года рождения и моложе, у более старших все идет в страховую часть. Депутаты подсчитали, что те, кто польстился на накопительный компонент пенсии, с 2002 года потеряли почти треть отложенного.

Напомним, что накопительная часть пенсии появилась в ходе пенсионной реформы 2002 года. Она учитывается на личном счете работника в Пенсионном фонде России. В идеале, сумма должна прирастать инвестиционным доходом, но это вовсе не обязательно. Инвестиции имеют свойство или увеличиваться в цене, или же падать – смотря во что вкладывать. Управление этими деньгами можно поручить государственной (ВЭБ) или частной управляющей компании, а также негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Вчерашний документ закрепляет за работниками право самим определять, участвуют они в накопительной части пенсии или нет. Но это не навсегда: начиная с 2015 года 6% накопительной части смогут сохранить лишь те, кто заявил об этом. У промолчавших накопления будут автоматически обнулены и переведены в страховую часть. Последняя же станет индексироваться правительством. Уже объявлено, что индексация эта будет не ниже уровня инфляции.

Однако вся штука в том, что правительство индексирует пенсионные накопления щедрее, чем частные управляющие, порой недотягивающие даже до уровня инфляции. Почему так происходит? Потому что российский фондовый рынок уже давно из растущего превратился в стагнирующий либо падающий (то так, то так), а для заработка на падающем рынке заведомо нужно гораздо больше умений, чем на растущем.

Расчеты зампреда Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой показывают, что уровень ежегодной индексации страховой части пенсии значительно превышает как инфляцию, так и доход от инвестирования накопительной части.

Вот пример. Допустим, работник 1967 года рождения получал с 2002 по 2012 годы среднюю зарплату. За это время она выросла с 4360 до 26 690 рублей (Росстат). В таком случае общие отчисления с дохода в накопительную часть пенсии составили 90 000 рублей.

Предположим теперь, что этими деньгами управляла государственная УК "Внешэкономбанка", которая за десять лет смогла прирастить капитал на 19 800 рублей с учетом инфляции (такую доходность она показала). В итоге общие пенсионные накопления этого гражданина на конец 2012 года увеличились до 109 800 рублей.

Совсем другая картина была бы, если бы он сразу отправил эти деньги в солидарную часть. Тогда, с учетом уже произведенных индексаций, пенсионные накопления составили бы 156 500 рублей, что на 46 700 рублей больше.

Столь скромные результаты инвестирования объясняются еще и тем, что перед УК и НПФ стоит задача не столько прирастить, сколько не потерять. Поэтому они выбирают финансовые инструменты с минимальной доходностью, но зато высокой надежностью.

"Это был вполне предсказуемый провал пенсионной реформы", – делает вывод Оксана Дмитриева. "Долгое время правительство внушало нам, насколько выгодно наличие пенсионного накопительного компонента, а на практике вышло ровно наоборот: граждане потеряли треть своих средств в накопительной части", – цитируют ее "Известия".

Того же мнения придерживаются и в Пенсионном фонде. "В текущей ситуации страховая пенсия однозначно выгоднее накопительной, – считает начальник департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ ПФР Маргарита Нагога. За 11 лет доходность пенсионных накоплений не смогла переиграть инфляцию, в то время как в страховой части пенсионные права растут минимум на инфляцию".

У НПФ, наоборот, своя правда. "Конечно, рыночным игрокам сложно переиграть административное повышение пенсий, которое не имеет ничего общего с рынком, – говорит менеджер одного из них. – Но вовсе не факт, что и далее правительство будет индексировать страховую пенсию теми же темпами. Кроме того, при выборе варианта пенсии нужно помнить, что накопительная часть пенсии – это наследуемый актив, который в случае смерти застрахованного в любом случае получат его наследники, а страховая часть – это некоторый общий мешок, который принадлежит всем".

Продление выбора накопительной или солидарной части пенсии – не единственное новшество из одобренных вчера законопроектов. Они также разделяют трудовую пенсию на два самостоятельных вида – страховую и накопительную. Лица моложе 1967 года рождения имеют возможность получать обе, старше – только страховую.

Запланировано три вида страховых пенсий. Первый – пенсия по старости. Условиями ее назначения являются достижение пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 – для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 баллов. Второй вид – страховая пенсия по инвалидности. Третий – пенсия по случаю потери кормильца. На нее имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца).

Все эти ужесточения свалятся на головы россиян не сразу, а постепенно. Начиная с 2015 года необходимый стаж для назначения пенсии по старости составит шесть лет и ежегодно будет увеличиваться на один год.

На радость высокооплачиваемым будет повышаться предельный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, – с 1,6 до 2,3 средней зарплаты, в течение семи лет с шагом 0,1 в год.

В полной мере пенсионная реформа коснется людей, которые начнут свою трудовую деятельность с 1 января 2015 года. Все пенсионные права, заработанные до этой даты, по действующему законодательству сохранятся и будут конвертированы, то есть пересчитаны в баллы.

При этом внушает тревогу тот факт, что власти старательно обходят молчанием вопрос советского трудового стажа, будто его и не существует вовсе. Нигде не говорится, будет он учитываться в формировании новых пенсионных прав или нет. Похоже, его оформят ведомственными инструкциями и учтут по остаточному принципу. Если вообще учтут.

Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2013/11/21/gosudarstvennaya-duma-rf/725729-rossiyane-poteryali-tretyu-chast-sobrannoi-nakop

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров