В ловушке импорта: без чего останется Россия, если «завтра война»?

28 ноября 2013, 15:08, ИА Амител

Весь импорт в России в 2012 г. составил 312 млрд долл. Чтобы у нас "расцветали" заводы и фабрики, нужно освободить бизнес от коррупционной удавки, считают эксперты, которых цитирует АиФ.

После катастрофы  "Боинга" в Казани депутаты Госдумы потребовали запретить импорт старых пассажирских самолётов в Россию.

Ключевое слово тут - "старые". О том, чтобы прекратить завоз авиатехники совсем, и речи быть не может - свои гражданские самолёты в стране теперь делают буквально поштучно. В 2012 году, например, собрали всего 16.

И если бы речь шла только о самолётах! Импорт сегодня торжествует во всех отраслях "народного хозяйства". Вот свежие данные Федеральной таможенной службы: с января по сентябрь 2013 г. мы завезли из-за границы мяса почти на 3,5 млрд долл., рыбы - на 1,5 млрд, алкогольных и безалкогольных напитков - на 2,1 млрд долл. Ещё масштабнее поток импортных лекарств - почти на 20 млрд долл. в 2012-2013 гг. Одежды мы закупили за бугром за то же время на 14,6 млрд, обуви - на 3,7 млрд долл. Свои квартиры обставили чужестранной мебелью больше чем на 5,6 млрд долл.

Весь импорт в России в 2012 г. составил 312 млрд долл. - исторический рекорд! По официальным данным, мы закупаем за границей 44% всего, что продаётся в розницу. А по отдельным видам товаров цифры и вовсе запредельные. Так, долю импорта в торговле обувью оценивают в 75%, чулочно-носочными изделиями - более 80, швейных изделий - 85, а, скажем, пылесосов - все 95. Как ни странно, не всё в порядке у "сырьевой державы" даже с "железом": за рубежом мы покупаем около 65% нержавеющей стали, около 39% всей продукции из алюминия, потребляемой в РФ.

"Мы производим в 7,4 раза меньше говядины, чем Бразилия, и зависим от её импорта более чем на 78%, - рассказал читателям "АиФ"Владислав Иноземцев, руководитель Центра исследований постиндустриального общества. - В целом импорт продовольствия достигает 40 млрд долл. ежегодно... Мы не производим конкурентоспособных мебели и одежды, обуви и большинства товаров народного потребления. Импортными игрушками наш рынок насыщен на 70%, лекарствами - более чем на 75". Впрочем, львиная доля импорта приходится вовсе не на колбасу, ботинки или игрушки, а на машины и оборудование для промышленности - 157 млрд долл. в 2012 г., 112 млрд - за 9 месяцев 2013 г., а также на сырьё для той же промышленности.

Скрепки made in...

"В советском Госплане была популярна шутка: у нас много есть того, чего нет. Сегодня эта шутка вдвойне актуальна, - рассказывает Владимир Оболенский, д. э. н.,  руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН. - Доходит до анекдота: мы покупаем станки в КНДР - те модели, которые сами производили ещё лет двадцать назад, но потом перестали. А корейцы их по-прежнему делают и нам продают".

"Если импортные поставки вдруг иссякнут, у нас возникнет множество проблем, - говорит экономист Андрей Паршев, член генсовета "Партии дела". - У России, например, нет своего хлопка: его пытаются выращивать в Астрахани, но пока это скорее экспериментальное производство… Многие виды сырья остались за пределами РФ после распада Союза, ведь половина минеральной базы СССР находилась в Казахстане и республиках Средней Азии. А, скажем, марганец "отделился" от нас вместе с Грузией".

"Ещё в 2002 году я вдруг задумался: а что у меня в кабинете российского производства? - вспоминает Михаил Делягин, бывший советник премьер-министра РФ. - Я нашёл всего одну такую вещь - деньги в своём кошельке. Всё остальное было импортное! Даже карандаши, ручки и скрепки. Но если производство скрепок мы ещё можем наладить, то выпускать свои компьютеры, телевизоры - это уже фантастика. Любые сложные приборы в России собираются из импортных комплектующих. Да что там приборы! Мы завозим огромное количество продовольствия, вплоть до яблок и картошки".

Об отечественном производителе на словах много пекутся и депутаты. Но, заглянув в здание Госдумы на Охотном Ряду, корреспондент "АиФ" убедился в том, что сами парламентарии живут и работают в окружении импортных вещей. Это компьютеры (американские стационарные моноблоки и китайские ноутбуки), оргтехника (японские факсы, корейские копиры, немецкие телефоны). Воздух думцам охлаждают сделанные в Японии кондиционеры, кофе в буфете им варят итальянские кофе-машины, и разве что серую грубую туалетную бумагу в депутатских сортирах можно заподозрить в рождении на родине…

А как же святая святых - российская оборонка? "В идеале в производстве военной техники должны применяться только отечественные комплектующие, - рассказал "АиФ" один из экспертов в сфере ВПК. - Но на практике часто используется импорт. Например, микросхемы - свои аналоги очень громоздкие. Или материалы для оптических приборов - в России, например, просто не выпускают стёкла нужных марок. Стоит ли добавлять, что конструируются приборы с помощью западных компьютерных программ, "заточенных" под иностранные же станки с числовым программным управлением (ЧПУ). А если они выйдут из строя в случае войны?"

"Когда-то наши станки с ЧПУ покупали даже японцы и немцы, - подтверждает Николай Нартов, член президиума Академии геополитических проблем. - А сейчас своё оборудование мы почти не выпускаем. Машиностроение и станкостроение были разгромлены ещё при Ельцине".

Завезём чиновников?

Разумеется, ни одна страна в мире не может производить всё, что ей необходимо. И нет ничего страшного, скажем, в том, что 99,8% потребляемого у нас чая импортного производства (так было и в царской России). Страшно, когда мы уступаем иностранцам те ниши, в которых ещё недавно были сильны, - как то же авиастроение. Страшно, что растёт поток чужой еды сомнительного качества. Пугает безграничная вера наших властей в газ и нефть - мол, пока они у России есть, всё недостающее мы купим. "На одной энергетике, особенно с учётом сланцевой революции, мы далеко не уедем, - констатирует В. Оболенский. - На смену деградации должна прийти осмысленная промышленная политика".

Чтобы у нас "расцветали" заводы и фабрики, нужно освободить бизнес от коррупционной удавки, говорят эксперты. Потому что тот цех, строительство которого в Европе стоит 100 млн долл., в России обходится в 180 млн. И, как бы ни старались отечественные производители, взятки сведут их конкурентоспособность на нет. "Российский бизнес сегодня бежит даже в Казахстан - там на 40% дешевле грузоперевозки и существенно ниже налоговое бремя, ниже уровень взяток", - говорит М. Делягин. Так, может, чтобы выбраться из ловушки импорта, нам надо для начала откуда-нибудь импортировать… неподкупных и дальновидных чиновников, которые перестанут гнобить российскую экономику.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров