Станислав Говорухин: современное поколение не заботится о культуре

01 декабря 2013, 15:38, ИА Амител

Почти две недели назад на Красной площади появился огромный чемодан-павильон от французского модного дома. Сначала в Интернете замелькали горько-ироничные "фотожабы": абсурдный китайский клетчатый баул и тележка на том же месте.  Дальше — больше. Директор модного дома вроде и извинился, но заявил, что совершенно не понимает, "что случилось в Москве за последние два дня". О том, что же все-таки случилось, в том числе и в российской среде, "Вестям в субботу" рассказал народный артист России, режиссер Станислав Говорухин.

- Cтанислав Сергеевич, как вам вся эта история с чемоданом на Красной площади? Вы были удивлены не меньше всех остальных, увидев это?

- Я просто ошалел, когда мой помощник показал мне эту фотографию. В "Комсомолке" я прочел фразу "чемодан с баблом". В нашей стране — может быть, в единственной из великих держав  — деньги могут все. Но кто-то ведь это разрешил, кому-то пришла в голову эта идея!

- Вас больше форма смутила или размеры? Что возмутило больше всего?

- Меня смутило то, что это объект всемирного культурного наследия.  Ансамбль. Одно дело — каток. Меня-то лично восхитила эта идея. Думаю, как потрясающе это сделано, этот ансамбль становится еще интереснее, когда каток, свет, люди. А другое дело — чемодан, закрывающий и Спасскую башню, и собор Василия Блаженного. Это говорит о том, что с нами, с нашей культурой некоторые западные люди вообще не хотят считаться, о том, что наши бизнесмены совершенно не заботятся о культуре, у них нет чувства достоинства, ответственности, гордости за свою Родину. Это свидетельствует о том, что в стране происходят очень большие изменения. Возмутилась общественность — начался демонтаж.

- Да, раньше такого не случилось бы, правда?

- Раньше на это не обратили бы внимания.

- Как это проскочило, меня поражает. Выходишь на Красную площадь с камерой, к тебе десять человек бегут, а тут такое строительство развернули...

- Деньги. К сожалению, все продается и все покупается.

- Но замах-то вроде был благородный — провести благотворительную акцию, деньги собрать...

- Это все отговорка. Они, кстати, добились того, что хотели, — такую рекламу получили.

- В которой мы сейчас с вами невольно участвуем, даже возмущаясь.

- Да.

- Как такие вопросы решать? Запретами? Но невозможно же написать запрет про каждый отдельный случай.

- Конечно, не напишешь, что нельзя строить чемодан на Красной площади.

- Такой закон невозможно представить.

- Это говорит и о нравственном уровне, на котором сегодня находится наша страна.  Образование. Школа. Всех уже жареный петух клюнул. Люди начали понимать, что растет абсолютно безграмотное поколение в общей своей массе. Среди них,  конечно, есть и будущие Эйнштейны, и Ньютоны, и Ломоносовы, но в общей своей массе абсолютно неграмотное поколение, которое ничего не знает и не хочет знать. Мне очень интересную вещь сказала одна старая учительница, когда  взорвалось ракета "Протон" со спутником. Она сказала: "Пока не отмените ЕГЭ, ракеты будут взрываться". Мне кажется, если мы не вернемся к старой системе образования, которая существовала в России всю жизнь, ничего не получится. Это моя больная тема. Я все время об этом говорю.
 
Российским чиновникам не до шуток. Совсем новый сюжет — предание гласности бюджетных трат на покупку почему-то непременно Mercedes и почему-то за восемь миллионов рублей на нужды аппарата губернатора на Сахалине. И на контрасте Lada Priora для чиновников в Татарстане, которые почему-то и на таких машинах вполне справляются. И это — разоблачения не блогеров-оппозиционеров, а "рейтинг расточительности" от путинского "Народного фронта". Как раз на следующей неделе фронт проводит большую всероссийскую конференцию. 

- Выяснилось, что в огромных областях, частно дотационных, тратятся гигантские  бюджетные средства на повышение имиджа губернатора, на отражение его деятельности в средствах массовой информации.  Есть у нас и такая вещь. У нас есть такой сайт — за честные закупки. Таким образом сэкономлено для государства, по-моему, 27 миллиардов рублей. Мы только в самом начале работы, — отметил Станислав Говорухин, сопредседатель "Народного фронта".

- Почти миллиард долларов.

- По инициативе "Народного фронта" очень много произошло изменений. Благодаря закону  о страховых взносах ушло из бизнеса огромное число частных предпринимателей, которые имели небольшой бизнес.

- Когда страховые выплаты подняли, им стало невыгодно это продолжать. Вы это развернули?

- Развернули уже. Есть закон, с января будут большие послабления для малого предпринимательства. Мы надеемся, что многие предприниматели вернутся в свой бизнес. Таких много вещей.

- То, что вы рассказываете, в принципе, могла бы и "Единая Россия" делать. А "Народный фронт" зачем?

- Могла бы, но, по-моему, она по-другому устроена, как все партии. Раньше был народный контроль, помните? Достаточно эффективный. Партия, по-моему не может этим заниматься, потому что этим должно заниматься само общество. Народ в своей массе — беспартийный, он не в "Единой России".

- Тогда вопрос про мораль. "Народный фронт" обратил внимание на то, что некоторые государственные компании, не нарушая закон, проводят тендеры на новогодние корпоративы. Там дочерние компании и "Росатом", и РЖД. Всплыли 30-40 миллионов рублей.

- Есть у нас и эти цифры. Истратить 40 миллионов на новогодний корпоратив или пригласить кого-то, кого и певцом-то не назовешь, за 50 тысяч долларов — это расточительство. За это по рукам давать.

- С этим спорить невозможно. Когда у нас начинается очередная такая кампания, невольно вручается знамя борьбы за мораль людям, которые не очень знают, что с этим делать. Рассталась, например, прокуратура со ставропольским своим сотрудником, который попытался изъять Есенина и Набокова из школьных библиотек под лозунгом борьбы за чистую мораль.

- Я бы хотел поподробнее об этом услышать. Изъяли "Лолиту" Набокова?

- Изъяли набоковские произведения, связанные с мистицизмом, правда, по версии старшего помощника прокурора,  и есенинские книжки, где были разные стихи, в том числе и несколько хулиганские.

- Откуда они были изъяты? Из школьной библиотеки?  Вот если исключили из школьной программы, скажем, "Лолиту" Набокова, я бы только обрадовался. Не потому, что я ханжа, а потому, что ну Набоков не самый крупный русский писатель. В свое время была мода на Набокова, но на самом деле есть еще и Тургенев, и Гоголь, и Чехов. Лучше бы они Куприна вернули, совершенно забытого, самого потрясающего писателя.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров