По данным социологов, граждане хотят сменяемости власти, но не готовы к решительным действиям

18 января 2014, 11:16, ИА Амител

За последние годы значительно выросло количество людей, считающих что нахождение у власти одних и тех же лиц приводит к росту коррупции и произвола. Если в конце 2007 года так думали 20% россиян, то сейчас – 36%. Одновременно сократилось число тех, кто полагает, что несменяемость руководителей обеспечивает стабильность и порядок (с 34% до 20%). Таковы результаты последних исследований Левада-центра. При этом если шесть лет назад только 26% опрошенных считали эффективной мерой для изменения ситуации поход на выборы, то сегодня таковых набирается уже 42%. Об этом пишет СП .

Характерно, что изменение отношения к ротации государственных кадров происходит на фоне довольно стабильных показателей оценки ситуации в стране за последние годы. С 2009 года практически не меняется число тех, кто говорит, что в России сегодня наблюдается развитие (сейчас таких 15%), стабилизация (35%) и застой (тоже 35%). Практически не меняются оценки и по поводу характера политической системы. Только 8% сейчас отвечают, что в стране происходит становление демократии, вдвое больше (16%) полагают, что у нас наблюдается рост авторитаризма. 32% думают, что за действиями власти можно разглядеть попытки навести порядок, а 26% видят за ними нарастание хаоса и анархии.

Конечно, многие результаты зависят от постановки вопроса. Если объединить тех, кто считает, что в России есть развитие и тех, кто наблюдает стабилизацию, то можно сделать вывод, что 50% россиян довольны окружающей действительностью. Но под понятием "стабилизация" можно понимать и невозможность что-либо изменить. Мол, коррупцию не изжить, выборы честными не сделать, обнищание граждан не остановить, и в этом мы видим стабильность. И если объединить тех, кто смотрит на нашу реальность как на стабилизацию, и тех, кто определяет ее как застой, то недовольных будет уже 70%.

В то же время, только 18% (цифра практически стабильная за последние годы) говорят, что для наступления перемен надо ходить на уличные акции протеста.

С другой стороны, социологи стараются опрашивать граждан равномерно, в разных регионах, в городах и селах, молодых и пожилых. А, как известно, стабильность политической системы во многом определяется активностью молодых жителей крупных городов. Так что, хоть и можно проследить общую тенденцию роста числа недовольных россиян, делать далеко идущие выводы о настроениях людей сложно.

Тем не менее, как считает директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, сейчас мы стоим на пороге серьезных изменений гражданской активности:

– Общество осознает, что нужна сменяемость власти. Прошедшие выборы в Москве, Екатеринбурге показали это. На мой взгляд, результаты опросов Левада-центра подтверждают, что в стране стало отчетливо проявляться формирование новой социальной группы. Раньше граждане думали, что от них ничего не зависит. Теперь они готовы участвовать в формировании среды проживания. Этакие новые городские пассионарии. Пока мы их видим в крупных городах, но, думаю, скоро увидим их и в остальной стране. Для них власть перестала быть чем-то сакральным, как федеральная, так и местная. К тем, кого избрали, относятся очень критично. К примеру, есть недовольство Евгением Ройзманом в Екатеринбурге. Люди открыто пишут, что вначале надеялись на него, но теперь начинают разочаровываться.

Люди хотят менять свою власть. Соответственно, они будут более активно ходить на выборы, предлагать новых кандидатов.

"СП": – Тем не менее, не меняется число людей, кто говорит, что у нас застой или стабилизация.

– Многое зависит от постановки вопроса. По моему мнению, люди мало разделяют понятия "застой" и "стабилизация". То есть, в целом общество нацелено на изменения. Под стабилизацией граждане, скорее всего, понимают, что ничего хорошего не происходит, никакой модернизации, хоть разговоров на эту тему было много.

Общественный тренд обозначен весьма четко. Людям надоела сложившаяся ситуация. В 2016 году, во время очередных федеральных выборов, мы можем получить существенные изменения электоральных предпочтений. Не зря многие кандидаты от "Единой России" на муниципальных выборах в Москве шли как самовыдвиженцы.

Конечно, есть доля людей, которые всегда будут голосовать за власть. Они голосовали за Ельцина, потом – за Путина, поддерживали "Наш дом – Россия", теперь – "Единую Россию". Но появился существенный слой тех, кто ждет перемен.

"СП": – Люди готовы отстаивать свое мнение за пределами своих кухонь?

– В настоящий момент существуют два тренда. Первый – это поддерживать нынешнюю реальность. Люди говорят, что да, жизнь не очень хорошая в стране, но более-менее ничего, лучше, чем могло бы быть. Но эта тенденция уходящая. А вот число тех, кто готов участвовать активно в выборах, кто неравнодушен, постоянно увеличивается. И очень быстро. Люди выходили на массовые митинги, в Москве на выборы пошли те, кто посчитал, что от его голоса что-то зависит.

Доктор политических наук Андрей Савельев считает, что кардинальные перемены в стране возможны не столько как результат усилий граждан, сколько как итог осознания реальности правящими элитами:

– Результаты исследований Левада-центра сложно комментировать. В них люди разделены на равные группы. Тех, кто считает, что в стране стабильность, что в стране застой и что деградация примерно одинаковое количество. И не понятно, это общество так воспринимает реальность, или так вопросы поставлены.

Не нужно проводить опросы, чтобы понять, что люди готовы пойти на выборы. Другое дело, местные выборы всегда воспринимались как контролируемые, и на них люди не очень активно ходят. А на федеральное голосование граждане готовы пойти хоть завтра. Их не устраивает современное состояние. Нам говорят про некоторые недостатки работы правительства, а люди это переводят для себя как "глубокий кризис". Как экономики, так и политической системы. Но каждый может выбрать для себя оценку этого кризиса. Одни говорят, что произошла стабилизация обстановки, пока чиновники не придумают что-то новое для скачка в развитии. Другие говорят, что эту ситуацию надо преодолевать.

Одни считают, что перемен можно добиться через выборы, а кто-то – с помощью уличных акций. Но выборы – не средство решения проблем, а только способ привести во власть более здравых людей. К сожалению, в истории России еще такого не было, чтобы после голосования к власти пришли более компетентные люди, чем были до выборов. Если мы проследим ситуацию с начала 1990-х, то каждые выборы приводили только к ухудшению ситуации. Поэтому обращение граждан к институту голосований есть успех власти, сумевшей убедить россиян, что выборы что-то решают. На самом деле, определение курса происходит в элитных слоях, а народ только решает одобрить этот курс или нет.

Сейчас народ решает "против". Но другого инструмента для изменений кроме выборов не видит. Поэтому главный вопрос по ситуации в стране не к участникам опроса, а к правящей группировке: она видит стратегию развития России или нет? С мой точки зрения, она этого не видит. Поэтому и граждане находятся в деморализованном состоянии. Они не могут предъявить не какие-то четкие претензии к власти, ни сформулировать альтернативный путь развития.

"СП": – Граждане готовы что-то делать для изменений и преодолеть общее скептическое отношение к власти и оппозиции?

– Системную и несистемную оппозицию, провластные уличные акции граждане оценивают здраво, сами на улицу массово не выходят. Но дискуссии перенесены в интернет. По нему хорошо видно настроение общества. Для одних кризис обернулся тем, что жемчуг стал помельче, и они готовы терпеть и дальше эту реальность. У других стали щи пожиже, они не готовы мириться с таким положением вещей. Но на улицу идти пока не решили. Да и сам уличный протест – это спонтанное выражение недовольства, когда ненависть к власти переливается через край. И люди могут одномоментно выйти. Но рассчитывать, что так можно поменять власть, было бы наивным.

А вот если внимательно наблюдать за происходящим в интернете, то можно сделать вывод, что в сети идет настоящая гражданская война. Это должно стать поводом для правящей группировки, чтобы всё изменить. Если в Кремле этого не поймут, то народ в итоге выйдет на площади. Но он выйдет уже не для протеста, а для расправы, как это всегда и было в истории.

"СП": – Получается, единственный выход – это самой власти задуматься над происходящим.

– На мой взгляд, Путин с Медведевым никогда не одумаются. Но под властью я понимаю не только их, но достаточно широкий слой людей, обладающих различными ресурсами и полномочиями. В этом слое должен произойти раскол. Между теми, кто хочет править прежними методами и довести страну до краха (а мы уже на его пороге), и теми, кто хочет страну сохранить, чтобы сберечь свой статус, свои доходы. Если эта "корова" выдоена и должна умереть, то это один сценарий. Но если кто-то считает, что "корову" надо кормить, и она еще будет давать молоко, то нынешняя властная группировка должна уйти в отставку в полном составе. Не должно остаться ни одного знакомого лица. Это – другой сценарий. Но он не связан ни с выборами, ни с уличными акциями, а только лишь с самоопределением этого широкого правящего слоя.

Писатель Роман Сенчин поделился своим видением проблемы:

– Теоретически люди в большинстве своем хотят перемен, но действовать боятся. Думают, что нельзя допустить революций и надеются на выборы. Но выборы если и проходят честно, то до участия в них допускают далеко не всех. Это мы видели, к примеру, на последних выборах столичного мэра. А я думаю, что могли быть кандидаты, которые бы стали достойными конкурентами Собянину и Навальному. На мой взгляд, история развивается толчками.

"СП": – То есть, люди долго не проявляют никакой активности, а потом происходит социальный взрыв?

– Революция может быть кровавой, а может быть мирной, ненасильственной. Чем больше для нее предпосылок, и чем больше она оттягивается по времени, тем разрушительнее могут быть последствия. Пока, хочется предположить, в России еще не всё прогнило.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров