Ученые определили самую древнюю человеческую болезнь

02 марта 2014, 14:27, ИА Амител

Ученые выяснили, какая инфекционная болезнь является старейшей в истории человечества. Как удалось установить, бактерии проказы существовали еще 10 млн лет назад, и они совершенно точно атаковали наших самых далеких предков. Об этом пишет  medikforum.ru.

проказапроказа

Исследователи из Университета Техаса в Хьюстоне обнаружили, что две разновидности бактерий, вызывающих лепру (проказу), происходит от общего своего "бактериального предка", который существовал 10 млн лет назад. Люди заражались проказой, когда покидали Африку 100 тысяч лет тому назад, стремясь заселить весь мир. Отметим, что и сегодня сотни тысяч людей болеют лепрой - хронической инфекционной болезнью, которая атакует кожу и нервную систему человека.

Еще в 2008 году ученый Ксиянь-Янь Хан из Университета Техаса обнаружил новую бактерию проказы Mycobacterium lepromatosis, и с тех пор были проанализированы 20 ее генов. До этого было принято считать, что предшественники современных бактерий лепры прошли через масштабную эволюцию, которая привела к отключению примерно 40% генов в геноме. Но Хан вместе с профессором Франсиско Сильва из Университета Валенсии в Испании сумели доказать, что лепра не претерпевала таких серьезных изменений - она остается почти такой же миллионы лет.

Бактерии лепры не могут жить вне человеческого тела, если не считать диких броненосцев, которые были заражены исследователями Америки несколько веков назад. Более 400 штаммов Mycobacterium leprae, которые проанализированы учеными, имеют практически одинаковый геном, а это значит, что данной болезнью заражались наши далекие предки 100 тысяч лет назад, покидавшие Африку. Исследователи установили, что генетическая активация бактерий произошла 20 млн лет назад, а это значит, что предшественники бактерий лепры атаковали самых отдаленных предков человека в момент их появления на Земле, то есть 10 млн лет назад. Именно тогда свободно живущие бактерии перешли в разряд паразитов.