Вместо одной, школьники будут изучать четыре религии

24 марта 2014, 09:17, ИА Амител

Депутат Государственной думы, лидер Российской партии пенсионеров Игорь Зотов обратился к министру образования Игорю Ливанову с предложением создать экспертную группу по изменению концепции школьного предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Вместо изучения одного из шести модулей (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики), народный избранник предлагает создать объединенную дисциплину, основанную на ценностном единстве четырех мировых религий и раскрывала учащимся сходства основополагающих принципов христианства, ислама, буддизма  и иудаизма. Об этом "Известиям" рассказал сам Зотов.

- Дисциплина "Основы религиозных культур и светской этики" введена для воспитания подрастающего поколения в духе морали и нравственности, осознание человеком своей этнической и культурной идентичности. Однако возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах РФ, этнической и религиозной нетерпимости, считает автор законопроекта.

По его словам, каждая традиционная религиозная община преследует одну цель - обеспечить мир и порядок в обществе с помощью одних и тех же постулатов. В связи с этим парламентарий и предлагает переформатировать школьный курс таким образом, чтобы показать школьникам, что все религии едины в своих ценностных началах.

- В связи с этим целесообразно рассматривать не каждое вероучение в отдельности, как это отражено в текущей программе курса, а создать объединенный предмет, который рассказывал о сходных моральных принципах и устоях всех конфессий, - пояснил свою инициативу Игорь Зотов.

Согласно мониторингу, проведенному Министерством образования и науки, наблюдается прямая зависимость между выбором того или иного модуля и доминирующей религией в регионе: наибольшее количество учеников, выбравших модуль основы православной культуры в Центральном федеральном округе, а основы исламской культуры в Северо-Кавказском.

- Возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести  к ухудшению межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, этнической и религиозной нетерпимости, - подчеркнул депутат.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода полностью поддержал инициативу Зотова и Российской партии пенсионеров.

- Это единственно правильное решение по нескольким причинам. Разделение класса по религиозному, конфессиональному, национальному признаку не укрепляет дружбу между детьми, а создает предпосылки для конфликта. Дети, которые учат только основы своей конфессии, не знают других религий, что является элементами невежества и служит основой для развития неуважения друг к другу. Растут дети, которые хорошо знают основы своей национальной и конфессиональной культуры, но не знают ничего другого. А чтобы уважать другие конфессии, такие знания нужны. Наконец, преподаватели подготовлены именно для преподавания основ нескольких разных религий, а не для преподавания одной, - уверен Борода.

Узнавание религий друг друга способствовало бы росту взаимопонимания между детьми, полагает постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России Андрей Бальжиров.

- Объеденение модулей в один курс, рассказывающий обо всех религией было бы интересно всем. Это было бы познавательно, помогло бы избежать разногласий. Это расширило бы кругозор детей, сблизило их друг с другом, способствовало бы возникновению большего взаимопонимания между ними. Нужно пригласить специалистов и обсудить этот вопрос, - считает Бальжиров.

По мнению председателя Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина, выбор надо все-таки оставить за учениками.

- То, что у нас происходит сейчас - это отражение самого удачного мирового опыта. В школе присутствуют люди разных мировоззрений, в том числе тех, которые предполагают, что только их религия истинная. Преподавать им нечто другое, в частности общий курс об основах разных религий, в которых вопрос об истинности будет игнорироваться, было бы грубейшим нарушением свободы мировоззренческого выбора. Общий курс сейчас является одним из вариантов выбора. А попытка навязать его всем неприемлема, - утверждает Чаплин.

Первый заместитель председателя и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов говорит о возможности диверсифицированного преподавания основ религиозной культуры.

- Если рассуждать в региональном аспекте, говорить о регионах с преобладанием одной этнической группы, то, конечно, жители и граждане были бы заинтересованы в том, чтоб изучать религию своих предков. Но что делать с регионами, где нет таких превалирующих групп? К тому же многие преподаватели конфессий не могут удержаться и вместо фактов рассказывают ученикам личное мнение. В результате происходит подмена понятий, - говорит Мухетдинов. - Было бы целесообразно ввести преподавание объединенного модуля в нескольких регионах, продолжает он. И на основе данных мониторинга решить, - оставить все как есть или же работать по новой модели.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров