Ядерная бомба для Киева

01 апреля 2014, 13:04, ИА Амител

В этом году в разгар революционных событий на Майдане исполнилось 20 лет с момента добровольного отказа Украины от статуса ядерной державы после развала СССР. Однако неожиданные для революционеров последствия вооруженной смены власти – переход Крыма под юрисдикцию России – привел их в смятение. В конце февраля депутат Верховной рады от партии "Свобода" Михаил Головко заявил, что Украина в ответ на действия России в Крыму должна вернуть себе ядерный статус.

Первый шаг в этом направлении уже сделан — на днях в парламенте был зарегистрирован законопроект о выходе Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия. Его авторами выступили депутаты от партий "Батькивщина" и "УДАР". Произошло это на фоне подготовки и проведения в Гааге международного саммита по защите ядерных материалов. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун негативно отреагировал на эту попытку Киева: "Последствия будут серьезными, как для региональной безопасности, так и для целостности режима нераспространения ядерного оружия. Это не должно служить оправданием для того, чтобы добиваться обладания ядерным оружием, что приведет к еще большей разобщенности и снижению безопасности".

Ядерное разоружение: как это было

Хроника постсоветского ядерного разоружения Украины напоминает стремительно развивающийся политический детектив.

Летом 1990 г., когда Верховная рада (еще УССР) принимала Декларацию о государственном суверенитете и готовилась подписать новый горбачевский Союзный договор, и намека не было об украинских ядерных амбициях. Наоборот – в Декларации записали, что Украина намерена "стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия".

30 декабря 1991 г. президенты стран СНГ условились, что "решение о необходимости применения ядерного оружия принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультациях с главами других государств – участников Содружества". Ядерное оружие на территории Украины должно было "находиться под контролем объединенного командования Стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования" — до полного уничтожения. Были обозначены и сроки разукомплектования: тактического ядерного оружия – до 1 июля 1992 г., стратегического – до конца 1994-го.

18 апреля 1992 г. президенты Ельцин и Кравчук подписали Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ.

7 мая 1992 г. в письме президенту США Бушу-старшему Кравчук гарантировал ликвидацию в течение 7 лет всех ядерных, включая стратегические наступательные, вооружений на территории Украины.

23 мая 1992 г. Россия, США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали так называемый Лиссабонский протокол, согласно которому 5 стран становились участниками Договора о сокращении СНВ. Инициатором, как свидетельствуют дипломаты, стал Киев. В протоколе было, в частности, записано: Украина, Белоруссия и Казахстан обязуются присоединиться "в возможно короткие сроки к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств-участников, не обладающих ядерным оружием". В протоколе указали также, что три государства бывшего СССР обязаны ратифицировать Договор о сокращении СНВ.

В мае 1992 г. все тактическое ядерное оружие было вывезено с украинской территории. Но оставалось еще около двух тысяч единиц стратегического.

"Рух": Кравчук сдал Украину

После блицкрига с перемещением тактического ядерного оружия Украины в Россию многие украинские политики, особенно депутаты из движения "Рух", стали критиковать президента Кравчука, чьими усилиями, по их утверждениям, и была произведена "полная сдача украинских национальных интересов".

11 декабря 1992 г. МИД Украины в "ядерном" меморандуме заявил о праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок, дислоцированных на ее территории. Речь шла об оставшемся стратегическом ядерном оружии. Заявление украинского МИДа стало для западного мира разорвавшейся бомбой.

Сегодня уже мало кто помнит детали добровольно-принудительного ядерного разоружения Украины. В основном, это бывшие дипломаты, которые работали в группах с обеих сторон – украинской и российской, а также западные участники "битвы в пути" за полную ядерную стерилизацию нового независимого государства.

15 января 1993 г. президент Украины прилетел в Москву для обсуждения "ядерной" темы. "Президент Ельцин, — вспоминает в статье "Ядерный дрейф Украины" бывший заместитель министра иностранных дел России Юрий Дубинин, — заявил о готовности до ратификации Украиной Договора СНВ-1 и ее присоединения к ДНЯО предоставить Киеву гарантии безопасности, которые вступили бы в силу после того, как Украина стала бы участницей этих договоров".

Ратификация Украиной Договора СНВ-1 была хитроумной уловкой международного сообщества, которая означала вывоз всех боезарядов стратегического ядерного оружия в Россию и их утилизацию. Этому изо всех сил сопротивлялись украинские переговорщики во главе с Юрием Костенко, тогдашним министром охраны окружающей среды и руководителем специальной рабочей группы Верховной рады по подготовке к ратификации Договора.

Киев настаивал на том, что Россия должна признать его право собственности на ядерные боезаряды, то есть, по сути, статус ядерной державы. Об этом сделали жесткое заявление 162 депутата Верховной рады (это больше ее трети). Но подобный поворот истории не входил ни в планы России (она как правопреемница СССР и участник ДНЯО не имеет права никому передавать свое ядерное оружие), ни, тем более, в планы мировой политической элиты. Она, как и мировая печать, крайне негативно отнеслась к идее "ядерной" Украины.

Однако украинское Минобороны, вдохновленное депутатами, гнуло свою линию: приказом от 3 июля 1993 г. оно "приписало" оставшееся стратегическое ядерное оружие к 43-й ракетной армии. Ведь накануне Верховная рада утвердила "Основные направления внешней политики Украины", в которых страна, вопреки всем предыдущим декларациям и международным договорам, провозглашалась "собственницей ядерного оружия".

В общем, два года длилась эта "битва в пути" Украины с западным истэблишментом (прежде всего – США) за свое ядерное будущее. Результат известен. В конечном итоге были подписаны три документа: "Соглашение об утилизации ядерных боезарядов", "Основные принципы утилизации ядерных боезарядов стратегических сил, дислоцированных на Украине", "Соглашение о порядке осуществления гарантийного авторского надзора за эксплуатацией стратегических ракетных комплексов Стратегических сил, расположенных на территории России и Украины".

Закон о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия был принят Верховной радой 16 ноября 1994 г. Но из него так и не ясно было, в качестве какой державы — ядерной или неядерной — присоединяется к нему Украина. Парламент страны до последнего бился, пытаясь сохранить оставшееся советское ядерное оружие. Однако 5 декабря 1994 г., после продолжавшихся всю ночь напряженных переговоров с участием США на Будапештском саммите СБСЕ, Украина представила миру ноту МИДа о присоединении к ДНЯО в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

В общей сложности до июня 1996 г. с территории Украины в Россию почти на ста железнодорожных эшелонах было вывезено около 5 тыс. ядерных боезарядов тактического и стратегического оружия. Все оно было разукомплектовано и уничтожено.

Вся эта долгая и упорная борьба не принесла Украине почти ничего: миллиардный дождь компенсаций, на котором она настаивала и который обещал ей Запад, так и не пролился.

Как утверждает бывший глава группы переговорщиков с украинской стороны Юрий Костенко, "удар по национальной безопасности и многомиллиардные материальные потери являются главными последствиями для Украины". Кроме того, по его мнению, разоружение было проведено не в интересах Украины, а в интересах других государств — в первую очередь России и США. Он напоминает, что "компенсации от "Большой семерки", которые получила Россия за уничтожение трети своего ядерного потенциала, исчисляются суммой $25 млрд, а Украина получила в виде компенсаций $276 млн только на техническую помощь от США".

По его мнению, Украина должна была получить компенсацию, "которая отвечала бы, по крайней мере, стоимости 10 тонн плутония и 50 тонн высокообогащенного урана, которые содержались в нашем тактическом оружии — по приблизительным оценкам, это свыше $10 млрд".

Крым и ядерное оружие

Забрала бы Москва Крым, если бы у Украины было свое ядерное оружие? Этот вопрос активно и ностальгически дискутируется сейчас среди украинского политикума. Однозначного мнения нет. Судя по тому, что депутаты Верховной рады написали законопроект о его воссоздании, они считают, что именно этот фактор и мог бы стать отрезвляющим моментом для России.

Другой точки зрения придерживаются многие западные политики. В частности, как заявил на днях в статье "Ядерная иллюзия Украины" в англоязычной газете Gulf News бывший министр иностранных дел Австралии, сопредседатель Международной комиссии по ядерному нераспространению и разоружению Гарет Эванс, "ядерное оружие не является достаточно эффективным сдерживающим или стабилизирующим фактором при угрозе конфликта. И даже наличие у Украины такого оружия не предотвратило бы российской агрессии".

Впрочем, на этот счет существует целая так называемая "доктрина ядерного сдерживания", которую впервые много лет назад озвучила Маргарет Тэтчер. Суть ее заключается в том, что именно наличие ядерного оружия является залогом мира. Потому что мысль о немедленном ударе возмездия останавливает потенциального агрессора.

Может ли Украина стать ядерным государством? Теоретически – да. По мнению множества физиков-ядерщиков, у страны, которая еще 20 лет назад владела ядерными секретами, найдутся "технари", которые в состоянии создать украинскую ядерную бомбу. (Некоторые горячие депутатские головы говорят уже и о сроках – "три-шесть месяцев".) У нее есть некий запас высокообогащенного урана, а также два предприятия по его добыче, завод по производству тяжелой воды, все еще не утрачены многие необходимые для создания ядерного оружия технологии.

Однако практически у Киева — никаких шансов. Во-первых, создание ядерного оружия требует огромных денег, которых у страны в преддефолтном состоянии нет не только для этой амбициозной цели, но даже и для социальных программ.

Во-вторых (это, наверное, все же, во-первых): "он то съест, да кто ж ему даст?" Украина – это не только не Россия, это и не Индия с Пакистаном, и не Израиль, которые тихой сапой де-факто стали ядерными державами. Украине, заглядывающей в рот Западу, фактически находящейся сейчас под его внешним управлением, никто и никогда этого не позволит. А учитывая фактор давления на нынешнюю революционную власть "Правого сектора", многие западные политики заявляют о правильном и дальновидном принуждении Украины к отказу от ядерного оружия СССР 20 лет назад.

Алла Ярошинская, Росбалт.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров