Каждый пятый россиянин безразличен к своей кредитной просрочке

08 апреля 2014, 13:28, ИА Амител

Пятая часть россиян (22%) считает, что небольшая задержка при внесении ежемесячных платежей по кредиту не страшна. Чаще всего такого мнения придерживается молодежь — таковы итоги опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Об этом пишут Известия.

Чаще допускают возможность небольшой просрочки по кредиту пользователи банковских услуг в возрасте от 18 до 44 лет. Среди них доля тех, кто не считает ее критичной, колеблется от 27% до 31%. Респонденты старшего возраста более ответственно относятся к своим долгам перед банком (лишь 19% из них не страшна небольшая просрочка).

У трети россиян (34%) напоминания банка о предстоящем платеже вызывают раздражение. Причем мужчины чаще негативно относятся к ним, чем женщины (38% против 31%), больше всего это вызывает недовольство у граждан с высокими доходами: почти половину из них (46%) такие напоминания выводят из себя. Менее опытные пользователи финансовых услуг (россияне от 18–24 лет и лица пенсионного возраста), наоборот, более лояльны к SMS-оповещениям и звонкам из call-центра банка, чем активные пользователи финансовых услуг (21–33% против 37–39% среди россиян в возрасте от 25 до 44 лет).

Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова считает, среди населения существует убеждение, что задержка платежей не является чем-то недопустимым, ведь банк ничего не теряет, потому что и так "наживается на заемщике". По словам аналитика инвестиционного холдинга "Финам" Антона Сороко, к подобному лояльному отношению к просрочке приводит низкая финансовая грамотность населения страны, особенно в регионах. Граждане, говорит эксперт, могут просто не задумываться над тем, что могут быть штрафные санкции из-за задержки платежей, а мелкий шрифт в договоре очень редко кто читает полностью.

Гендиректор социологической компании "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова также указывает на юридический и финансовый нигилизм россиян.

— Для сравнения: на Западе семьи ведут дневники своих доходов и расходов, точно знают, сколько они тратят ежемесячно. В России культура планирования не развита. При этом более чем пятнадцатилетняя история отечественного рынка потребительского кредитования породила у населения ощущение доступности многих товаров и услуг, ранее получить которые мгновенно не позволял бюджет. Формированию такого мнения способствует агрессивная реклама. Люди же более старшего поколения воспитаны в другом обществе, к своим долгам они относятся более ответственно, — говорит Елена Башкирова.

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, комментируя полученные данные, напоминает, что сведения о погашении кредита, в том числе информация о просрочке, включаются в кредитную историю и не удаляются. Кредитная история важна при принятии банком решения о выдаче кредита.

— Просрочка на срок меньше месяца, — говорит Волков, — может привести к ухудшению условий кредитования в будущем — увеличению процентной ставки, уменьшению лимита кредита. Просрочка на больший период, но при условии погашенного впоследствии займа может сделать недоступными некоторые виды кредитов, преимущественно беззалоговые. Наличие же текущих просроченных обязательств в большинстве случаев приведет к невозможности получения любых кредитов.

Гендиректор бюро кредитных историй "Эквифакс" Олег Лагуткин добавляет, что универсальной "безвредной" просрочки нет. Каждый банк, по его словам, самостоятельно устанавливает границы хорошей или плохой кредитной истории для клиента: для одного банка 5 дней критичны, а кто-то и нарушителя с просрочкой свыше 90 дней с удовольствием будет кредитовать. По данным "Эквифакса", никогда не допускали нарушения условий кредитного договора 50% заемщиков, задерживали платеж до 30 дней хотя бы однажды — 21%, устраивали себе самовольные кредитные каникулы до 60 дней — 7%, и более 18% заемщиков не платили более 90 дней.

При этом по результатам федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, АРБ, НБКИ и МСП Банка, 35% респондентов полагают, что как только они ликвидируют просрочку по кредиту, запись о ней из кредитной истории удаляется. О том, что кредитная история остается с человеком практически на всю жизнь, знают 38% опрошенных. Тем не менее, как отметил замгендиректора ОКБ Николай Мясников, для исправления кредитной истории необходимо вовремя вносить последующие платежи, которые закроют допущенную просрочку и докажут кредиторам, что все проблемы разрешены. За рубежом, по его словам, заемщики часто берут небольшие займы, чтобы вовремя внести платежи и показать, что их кредитное поведение улучшилось.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров