Материться в фильмах разрешат только на кинофестивалях

10 апреля 2014, 10:18, ИА Амител

По информации "Известий", рабочая группа депутатов Федерального собрания одобрила замечания Министерства культуры к готовящемуся ко второму чтению законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка".

Законопроект предполагает запрет нецензурной брани в фильмах, которые предназначены для показа в кинозалах, в театральных постановках и в иных случаях публичного исполнения произведений литературы и искусства.

В нынешнем варианте законопроект, внесенный год назад главой комитета по культуре Станиславом Говорухиным, предлагает запретить выдачу прокатных удостоверений фильмам, где содержатся нецензурные выражения, и одновременно запретить любой прокат без прокатного удостоверения.

В Минкультуры "Известиям" рассказали, что ведомство предложило не вводить обязательную выдачу прокатных удостоверений на зарубежные фильмы для показа в рамках международных теле- и кинофестивалей. Предложение мотивировано технической невозможностью подобной процедуры — иностранный фильм ввозится на ограниченный срок (а на выдачу прокатного удостоверения предусмотрено 10 рабочих дней) и в количестве одной копии, которую фестиваль арендует и обязан возвратить правообладателю, в то время как по российскому законодательству одним из условий для выдачи прокатного удостоверения является безвозмездная сдача копии фильма на государственное хранение в Госфильмофонд или в Российский государственный архив кинофотодокументов. Также в министерстве считают, что прокатное удостоверение не нужно для однократного телепоказа как российского, так и зарубежного кино. 

Пока сложно сказать, как будет выглядеть итоговый вариант, но уже сейчас многие деятели киноиндустрии отзываются о нем неодобрительно. Глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов заявил "Известиям", что "депутаты ломятся в открытую дверь".

— Не делается фильмов с матом для широкой публики — продюсеры понимают, что из-за возрастных ограничений они теряют значительную часть аудитории, да и взрослый зритель порой строже депутатов и нецензурную лексику не жалует, — полагает Сельянов.

Более того, продюсер уверен, что "запретительная лихорадка", в сущности, никакой пользы не приносит.

— Мат в искусстве — это далеко не самая животрепещущая тема сегодня, и было бы разумнее обратиться к более насущным проблемам индустрии. Мы надеемся на наш парламент и рассчитываем на эффективную законодательную деятельность, — резюмировал Сергей Сельянов.

И кинематографисты, и законодатели сходятся в том, что от мата следует оградить детей, но это сделано уже сейчас, в рамках существующего законодательства и без запрета мата в кино. В действующем административном регламенте государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений указано, что для фильма, содержащего бранные слова и выражения, предусмотрено ограничение "18+".

Стоит отметить, что в стране работает целое направление режиссеров, снимающих социальное кино, где без крепких слов не обойтись — у того же Станислава Говорухина, автора инициативы, в "Ворошиловском стрелке" герои выражаются отнюдь не литературно. Такие фильмы не ориентированы на массовую публику, собирают небольшую кассу, но могут не досчитаться и этого, если за нецензурную лексику будут лишать прокатного удостоверения и, соответственно, проката.

Режиссер Борис Хлебников ("Коктебель", "Пока ночь не разлучит") не понимает, "чего именно законодатели хотят этой процедурой добиться".

— Мат —  часть языка. Для писателя, режиссера — это сильный инструмент и одновременно очень сложный, его нужно очень точно или достаточно остроумно использовать. Никто просто так в фильм мат не вставляет, — заявил режиссер "Известиям". — Когда я показывал деревенским жителям свой последний фильм, снятый в деревне и о деревне ("Долгая счастливая жизнь", участвовал в основном конкурсе Берлинале-2012. — "Известия"), где совсем отсутствовал нецензурная лексика, то общее мнение сформулировала одна женщина восьмидесяти лет: "Всё здесь правильно, достоверно, всё нравится, только вот люди так в жизни не разговаривают".

Программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов уверен, что мат может быть органически вписан в художественный замысел, "как, например, в "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова или "Астенический синдром" Киры Муратовой" и здесь наиболее разумно использовать не запретительные меры, а рекомендательные.

Можно также рассчитывать на самоцензуру — в обсуждаемом ныне проекте Этической хартии кинематографистов пункт 4.15 призывает коллег "без крайней художественной и идейной необходимости … не использовать ненормативную лексику". 

Дополнительную сложность применения будущего закона создает неразрешимость вопроса о том, что же  следует считать матом. Учитывая законы развития языка, составить полный список всех бранных слов не удастся — при ограниченном списке лексем вариаций на них может быть неограниченное количество и в сложных случаях требуется независимая лингвистическая экспертиза.

Руководитель Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский считает "закон о мате" "имитацией законотворческой деятельности".

— Более конструктивным было бы дополнить уже существующий "Закон о государственном языке Российской Федерации", который, безусловно, хорош по идее, но имеет и ряд недостатков — в частности, там не прописано ведомство, которое следит за его исполнением, — полагает собеседник издания.

Ученый также согласился с Сергеем Сельяновым в том, что закон не несет в себе позитивной новизны, так как уже существует и работает статья 20.1.1 Административного кодекса, устанавливающая штрафы за нецензурную брань в общественном месте. Так как юридический статус понятия "общественное место" не определен, юристы склонны трактовать его расширительно — в частности, подразумевать под "общественным местом" концертные площадки, кинотеатры и театры.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров